Лекция 1
Механика приводов
В приводе любой
технологической машины имеются механические устройства, преобразующие движение
выходного элемента приводного двигателя (вращательное или поступательное) в
движение её исполнительного органа. Эти устройства образуют кинематические
схемы машин, конкретные исполнения которых
бесконечно многообразны. Они состоят из
большого
Рис.1
a- редуктор, б – зубчато-реечная передача, в – шатунно-кривошипный механизм, г –грузоподъемное устройство, д- передача винт-гайка, е – передача винт-гайка качения.(шарико-винтовая передача – ШВП)
количества различных элементов, таких как соединительные муфты, валы и оси, редукторы, рычажные механизмы, передаточные устройства, преобразующие вращательное движение в поступательное и наоборот. Примеры таких устройств показаны на рис. 1.
Статические и динамические характеристики механической системы привода оказывают существенное влияние на работу технологической машины и, в частности, на работу ее приводов. Рассмотрим некоторые параметры элементов кинематических схем, отражающие их основные свойства.
Редукторы (рис.1-а) различных типов изменяет угловую скорость при передаче движения с на . Каждый элемент редуктора характеризуется своей угловой скоростью , ,…, а также передаточным отношением отдельных ступеней передачи, например,
, (1)
где и соответственно угловые скорости ведущего и ведомого валов.
Передаточные механизмы, например, зубчато-реечная передача (рис.1-б), грузоподъёмное устройство (рис. 1- г), передачи винт гайка и винт – гайка качения (рис.1 д и е) преобразует вращательное движение шестерни с угловой скоростью в поступательное движение рейки с линейной скоростью V. При этом передаточное отношение
(2)
называют радиусом приведения линейной скорости V к валу со скоростью вращения . В отличие от передаточного отношения редуктора (коэффициента редукции) передаточное отношение имеет размерность [м].
Шатунно-кривошипный механизм (рис. 1-в) преобразует вращательное движение кривошипа с постоянной скоростью в возвратно-поступательное движение ползуна с переменной линейной скоростью V(t).
Характеристики типовых упругих элементов. При нагружении многие элементы кинематических цепей подвергаются упругим деформациям, в результате чего механическая часть привода не может всегда рассматриваться как абсолютно жесткое тело. В кинематических цепях наиболее податливыми являются элементы передаточных устройств, характеристики которых рассматриваются ниже. Однако полученные характеристики могут быть использованы и для других устройств кинематических цепей.
Вал, работающий на кручение (рис.2-а), характеризуется углом закручивания
, (3)
где М - приложенный к валу вращающий момент, - длина вала, G – модуль упругости второго рода, - полярный момент инерции сечения вала.
Коэффициент жесткости определяется отношением
, êï. (4)
Растягиваемый или сжимаемый стержень (рис.2-б) к которому приложена сила F, имеет следующее значение жесткости (ньютон на метр)
, ïê (5)
где - линейная деформация стержня, - Модуль упругости первого рода, S – площадь стержня.
Цилиндрическая зубчатая передача. При закрепленной ступице ведущего колеса 1 приложим момент к колесу 2 (рис.2 -в). Вследствие деформации зубьев колесо 2 повернется на угол . Таким образом, жесткость передачи может быть определена по формуле (4). Однако в этом случае жесткость следует считать приведенной к оси колеса 2 ( можно и к оси колеса 1). Таким образом
. (6)
Так как
то . (7)
Итак, жесткость, приведенная к оси ведомого колеса 2, в раз больше жесткости, приведенной к оси ведущего колеса 1.
Ременные и цепные передачи (рис.2-г). Если жесткость ремня или цепи на растяжение, то при повороте ведомого звена 2 на угол и закрепленном ведущем звене 1 в натянутой ветви возникает сила где - радиус ведомого звена.
Отсюда находим: , (8)
где - жесткость, приведенная к оси ведомого звена; - коэффициент вида передачи. Для ременной передачи для цепной передачи
По формуле (8) можно определить жесткость
канатов в барабанных передачах грузоподъемных устройств, канатных дорог и
других подобных устройств, где принимают
Соединительные муфты являются неотъемлемой частью всех передаточных устройств. Они делятся не жесткие, полужесткие и упругие. С помощью муфт осуществляется не только механическое соединение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.