Лекция 1
Механика приводов
В приводе любой
технологической машины имеются механические устройства, преобразующие движение
выходного элемента приводного двигателя (вращательное или поступательное) в
движение её исполнительного органа. Эти устройства образуют кинематические
схемы машин, конкретные исполнения которых
бесконечно многообразны. Они состоят из
большого
Рис.1
a- редуктор, б – зубчато-реечная передача, в – шатунно-кривошипный механизм, г –грузоподъемное устройство, д- передача винт-гайка, е – передача винт-гайка качения.(шарико-винтовая передача – ШВП)
количества различных элементов, таких как соединительные муфты, валы и оси, редукторы, рычажные механизмы, передаточные устройства, преобразующие вращательное движение в поступательное и наоборот. Примеры таких устройств показаны на рис. 1.
Статические и динамические характеристики механической системы привода оказывают существенное влияние на работу технологической машины и, в частности, на работу ее приводов. Рассмотрим некоторые параметры элементов кинематических схем, отражающие их основные свойства.
Редукторы (рис.1-а) различных типов изменяет угловую скорость
при передаче движения с на
.
Каждый элемент редуктора характеризуется своей угловой скоростью
,
,…
, а
также передаточным отношением отдельных ступеней передачи, например,
,
(1)
где и
соответственно
угловые скорости ведущего и ведомого валов.
Передаточные механизмы,
например, зубчато-реечная
передача (рис.1-б), грузоподъёмное
устройство (рис. 1- г), передачи винт гайка и винт – гайка качения
(рис.1 д и е) преобразует вращательное движение шестерни с угловой скоростью в
поступательное движение рейки с линейной скоростью V. При этом
передаточное отношение
(2)
называют радиусом приведения
линейной скорости V к валу со скоростью вращения . В
отличие от передаточного отношения редуктора (коэффициента редукции)
передаточное отношение
имеет
размерность [м].
Шатунно-кривошипный
механизм (рис. 1-в) преобразует
вращательное движение кривошипа с постоянной скоростью в
возвратно-поступательное движение ползуна с переменной линейной скоростью V(t).
Характеристики типовых упругих элементов. При нагружении многие элементы кинематических цепей подвергаются упругим деформациям, в результате чего механическая часть привода не может всегда рассматриваться как абсолютно жесткое тело. В кинематических цепях наиболее податливыми являются элементы передаточных устройств, характеристики которых рассматриваются ниже. Однако полученные характеристики могут быть использованы и для других устройств кинематических цепей.
Вал, работающий на кручение
(рис.2-а), характеризуется углом закручивания
,
(3)
где М - приложенный к валу
вращающий момент, -
длина вала, G – модуль упругости второго рода,
- полярный
момент инерции сечения вала.
Коэффициент жесткости определяется отношением
,
ê
ï. (4)
Растягиваемый или сжимаемый стержень (рис.2-б) к которому приложена сила F, имеет следующее значение жесткости (ньютон на метр)
,
ï
ê (5)
где
- линейная
деформация стержня,
-
Модуль упругости первого рода, S – площадь стержня.
Цилиндрическая зубчатая передача. При закрепленной ступице ведущего колеса 1 приложим момент к
колесу 2 (рис.2 -в). Вследствие деформации зубьев колесо 2 повернется на угол
. Таким
образом, жесткость передачи может быть определена по формуле (4). Однако в этом
случае жесткость следует считать приведенной к оси колеса 2 ( можно и к оси колеса
1). Таким образом
.
(6)
Так как
то .
(7)
Итак, жесткость, приведенная
к оси ведомого колеса 2, в раз
больше жесткости, приведенной к оси ведущего колеса 1.
Ременные и
цепные передачи (рис.2-г). Если жесткость
ремня или цепи на растяжение, то при повороте ведомого звена 2 на угол
и закрепленном
ведущем звене 1 в натянутой ветви возникает сила
где
- радиус
ведомого звена.
Отсюда находим: , (8)
где -
жесткость, приведенная к оси ведомого звена;
-
коэффициент вида передачи. Для ременной передачи
для
цепной передачи
По формуле (8) можно определить жесткость
канатов в барабанных передачах грузоподъемных устройств, канатных дорог и
других подобных устройств, где принимают
Соединительные муфты являются неотъемлемой частью всех передаточных устройств. Они делятся не жесткие, полужесткие и упругие. С помощью муфт осуществляется не только механическое соединение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.