Лекция 17
РЕЖИМЫ РАБОТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ШАГОВЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ
Работа шагового двигателя считается
устойчивой, если он работает без потерь шага,  т.е.  если ротор переходит из
одного  устойчивого состояния  в  другое при каждом шаге результирующего вектора
м.д.с. обмоток управления. Характер движения ротора и многие величины,
определяющие работу шагового двигателя,  зависят от частоты управляющих импульсов
 .
.   
 Статический режим  ( )
характеризуется протеканием  постоянного тока по обмоткам управления шагового
двигателя и неизменностью положения вектора  результирующей  м.д.с.  Основная 
характеристика этого  режима  - зависимость синхронизирующего момента двигателя
от электрического угла рассогласования
)
характеризуется протеканием  постоянного тока по обмоткам управления шагового
двигателя и неизменностью положения вектора  результирующей  м.д.с.  Основная 
характеристика этого  режима  - зависимость синхронизирующего момента двигателя
от электрического угла рассогласования   ,  т.е. угла
между осью ротора и направлением вектора м.д.с.  управления.
Для двигателей с симметричным ротором эта зависимость в первом приближении
может быть принята синусоидальной, (рис. 11,а):
,  т.е. угла
между осью ротора и направлением вектора м.д.с.  управления.
Для двигателей с симметричным ротором эта зависимость в первом приближении
может быть принята синусоидальной, (рис. 11,а):
 .
.

Рис. 11. Статический синхронизирующий момент: а – для симметричного ротора; б - для несимметричного
В двигателях с несимметричным
ротором  кривая  синхронизирующего момента несимметрична (рис.  11,б).  Положительная
и отрицательная полуволны кривой остаются равновеликими по площади, но имеют
разную протяженность по оси   .
.
Поскольку при   синхронизирующий
момент равен нулю, возникает статическая ошибка в положении ротора.  Величина
этой ошибки зависит от момента нагрузки
 синхронизирующий
момент равен нулю, возникает статическая ошибка в положении ротора.  Величина
этой ошибки зависит от момента нагрузки  и
уменьшается с увеличением максимального момента двигателя
 и
уменьшается с увеличением максимального момента двигателя   .
.
   Зоной статической устойчивости
  называется 
интервал  угловых положений ротора, в пределах которого ротор возвращается в
исходное положение.  При нулевом статическом моменте точка статического
равновесия – «0»,  а точки неустойчивого равновесия - А и В, т.е. зона
статической устойчивости АОВ симметрична (рис. 12)
называется 
интервал  угловых положений ротора, в пределах которого ротор возвращается в
исходное положение.  При нулевом статическом моменте точка статического
равновесия – «0»,  а точки неустойчивого равновесия - А и В, т.е. зона
статической устойчивости АОВ симметрична (рис. 12)
 .
.
|  | 
 зона
статической  устойчивости становится несимметричной,  например,
зона
статической  устойчивости становится несимметричной,  например,   при
 при  и
 и при
 при .
.
Рис. 12. Зависимости синхронизирующего момента парового
       двигателя от угла рассогласования  для двух
устойчивых соседних положений
 для двух
устойчивых соседних положений
  Зоной динамической  устойчивости
  называется
интервал угловых положений ротора, определенный с учетом сдвига кривой
синхронизирующего момента при очередном переключении обмоток.  Для шаговых двигателей
с симметричным ротором
 называется
интервал угловых положений ротора, определенный с учетом сдвига кривой
синхронизирующего момента при очередном переключении обмоток.  Для шаговых двигателей
с симметричным ротором 
 , и  для шаговых двигателей с
несимметричным ротором
, и  для шаговых двигателей с
несимметричным ротором
 .
.
   Пусковым моментом шагового
двигателя 
 называется
максимальный момент нагрузки, при котором возможен пуск двигателя,  т.е. выполнение
им шага в заданном направлении. Величина этого момента определяется точкой C
пересечения исходной характеристики (кривая 1, рис.12) с характеристикой, 
сдвинутой на один шаг (кривая 2, рис. 12). Если
называется
максимальный момент нагрузки, при котором возможен пуск двигателя,  т.е. выполнение
им шага в заданном направлении. Величина этого момента определяется точкой C
пересечения исходной характеристики (кривая 1, рис.12) с характеристикой, 
сдвинутой на один шаг (кривая 2, рис. 12). Если  , то ротор
(точка
, то ротор
(точка ) при
переключении обмоток управления  окажется  вне  зоны статической устойчивости
) при
переключении обмоток управления  окажется  вне  зоны статической устойчивости  и пуска не
произойдет.
 и пуска не
произойдет. 
Квазистатический режим 
шагового двигателя  (режим отработки единичных шагов) соответствует
частоте управляющих импульсов при которой переходный процесс на каждом шаге
заканчивается к началу следующего шага,  т.е.  угловая скорость ротора  в начале каждого
шага равна нулю (рис. 13).
 в начале каждого
шага равна нулю (рис. 13).
|  | 
Рис. 13 Переходные процессы в шаговом двигателе при отработке единичных шагов
Основными показателями этого режима 
являются  перерегулирование,  максимальное значение угловой скорости
ротора  и время затухания
переходного процесса
и время затухания
переходного процесса  .  
Установившийся режим  работы  шагового  двигателя  соответствует постоянной
частоте управляющих импульсов, причем
.  
Установившийся режим  работы  шагового  двигателя  соответствует постоянной
частоте управляющих импульсов, причем  . Вращение
ротора с некоторой средней скоростью сопровождается колебаниями относительно
точки устойчивого равновесия.  Амплитуда этих  колебаний достигает 
наибольшего  значения при частоте управляющих импульсов,  совпадающей с
собственной частотой колебаний ротора. Она находится из дифференциального
уравнения движения ротора
. Вращение
ротора с некоторой средней скоростью сопровождается колебаниями относительно
точки устойчивого равновесия.  Амплитуда этих  колебаний достигает 
наибольшего  значения при частоте управляющих импульсов,  совпадающей с
собственной частотой колебаний ротора. Она находится из дифференциального
уравнения движения ротора 
 .
.
Считая   малой
величиной (в окрестности точки устойчивого равновесия), получим
  малой
величиной (в окрестности точки устойчивого равновесия), получим


 откуда
откуда                                                  
 .
.
Степень демпфирования колебаний ротора шагового двигателя зависит от момента сопротивления (сухого трения) и внутреннего демпфирования, обусловленного преобразованием механической энергии ротора в электромагнитную, т.е. за счет наведения э.д.с. вращения в обмотках управления, которая вызывает появление в них дополнительных токов. Эти токи, взаимодействуя с вызвавшими их потоками, создают демпфирующий момент. В шаговых двигателях активного типа э.д.с. наводится потоком ротора, в индукторных и реактивных – переменной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.