Управляемость автомобиля. Оценочные показатели управляемости. Параметры самовозврата управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение и предельные величины усилий на рулевом колесе АТС, страница 6

Кинематика поворота машины с планетарным механизмом поворота, аналогична кинематике поворота с бортовыми фрикционами.

Необходимое усилие для поворота гусеничной машины в конкретных условиях с заданным радиусом поворота зависит от соотношения длины опорной поверхности гусеницы и колеи Lопк. Это основной компоновочный параметр , характеризующий управляемость гусеничной машины, поскольку от длины гусеницы зависит сопротивление повороту, т.е. курсовая устойчивость, а от ширины колеи – поворачивающий момент, т.е. управляющее воздействие на поворот. Условие выбора базы и колеи гусеничной машины выразится как

                                       (9.23)

где μкmax/(0,85+0,15R2к); μmax≈φx – максимальный коэффициент сопротивления повороту гусеничной машины.

Один из критериев выбора механизма поворота – степень увеличения мощности внешних сопротивлений на повороте Nс по сравнению с мощностью прямолинейного движения Nпр

                                   (9.24)

Силовой фактор qкр=lкр/0,5Вк, поэтому при отсутствии силы тяги на отстающей гусенице lкр/0,5Вк и qкр=1,0.

Практическое задание

Цель работы: дать оценку показателей управляемости проектируемого автомобиля.

Исходные данные: основные параметры (табл. 3.9-3.11) и условия движения автомобиля.

Содержание работы включает:

1) расчет и построение характеристики траекторной управляемости автомобиля (рис. 9.2);

2) определение показателей маневренности автомобиля.

Характеристику траекторной управляемости проектируемого автомобиля на скорости движения 60/3,6=16,7 м/с (категории М3, N2, N3) или 80/3,6=22,2 м/с (категорииМ1, М2, N1) при изменении αр от 0 до αрmax рассчитывают по формуле (9.2). Значение передаточного числа рулевого механизма принимают Uр=20-22 для грузовых автомобилей и 16-18 – для легковых. Величину αрmax определяют по формуле в табл. 9.2, а коэффициенты Кув1 и Кув2 берут из раздела (8.2). Для сравнительной оценки рассчитывают по (8.3) и строят зависимость К=f(α) для автомобиля с нейтральной поворачиваемостью.

Значения показателей маневренности проектируемого автомобиля, определенные по приведенным выше зависимостям, заносят в таблицу 9.4 для последующей их оценки.

Таблица 9.4 – Показатели маневренности автомобиля

Показатель

Rmin, м

Rв.min, м

Rп.min, м

Вп, м

Өmax), м/с

Rп1.min, м

Значение показателя

При расчетах показателей маневренности принимают значения Өвн.max=40-420 и Өн.max=35-360 для легковых автомобилей и автобусов, а для грузовых автомобилей Өвн.max=38-40 0 и Өн.max=33-35 0. Углы увода шин передних и задних колес в расчетах принимают δув1=4-5 0, δув2=6-7 0.

Контрольные вопросы

1. Что такое управляемость автомобиля? 2. Какие показатели управляемости вы знаете и каковы способы их определения? 3. Что такое характеристика траекторной управляемости? От каких параметров автомобиля она зависит? Напишите формулу для ее определения. 4. Какова оптимальная характеристика траекторной управляемости? 5. Как оценивается чувствительность автомобиля к повороту? От каких параметров автомобиля она зависит? 6. Что такое заброс угловой скорости автомобиля, обратный заброс угловой скорости прицепа? 7. Как проводятся испытания автомобиля при определении характеристики траекторной управляемости? 8. Что такое маневренность автомобиля? 9. Назовите основные показатели маневренности? 10. Что представляет минимальный радиус поворота автомобиля? 11. Что такое габаритная полоса движения автомобиля? 12. Назовите условия поворота автомобиля с ведущими задними и ведущими передними колесами? 13. С какой целью делают управляемыми колеса полуприцепа? 14. С какой целью у автомобилей выполняют управляемыми передние и задние колеса? 15. Назовите основные варианты движения гусеничной машины на повороте. 16. От каких параметров зависит минимальный радиуса поворота гусеничной машины? 17. Напишите условия выбора базы и колеи гусеничной машины.