Рисунок 9.1 – Характеристика траекторной управляемости автомобиля: 1 – нейтральная поворачиваемость; 2 – недостаточная поворачиваемость; 3 – избыточная поворачиваемость
При езде с большими скоростями желательно иметь малую чувствительность к повороту, чтобы незначительный неосторожный поворот рулевого колеса не мог вызвать поворот автомобиля с большой кривизной траектории и этим создать опасную ситуацию. Вместе с тем для маневрирования, которое обычно совершается на малой скорости, целесообразно иметь большую чувствительность, чтобы сократить энергозатраты водителя и обеспечить достаточно большие углы поворота управляемых колес при сравнительно небольших углах поворотах рулевого колеса. Желательно иметь характеристику К=f(αp), представленную на рисунке 9.2 (кривая 2). При получаем недостаточную поворачиваемость, а при - избыточную. Такую характеристику может обеспечить рулевой механизм с переменным передаточным числом.
Рисунок 9.2 – Характеристика тракторной управляемости: 1 – нейтральная поворачиваемость; 2 – оптимальная поворачиваемость
Угловую скорость движения автомобиля на повороте определяют как
. (9.4)
Характеристика заброса угловой скорости, представляет зависимость . Заброс угловой скорости не должен превышать величин, приведенных в таблице 9.3.
Таблица 9.3 – Предельные величины заброса угловой скорости автомобилей
Категория АТС |
Заброс при j, м/с2 |
||
jу=1 м/с2 |
jу=2 м/с2 |
jу=4 м/с2 |
|
М1 |
10 |
30 |
80 |
М2, N1 |
10 |
20 |
60 |
M3, N2, N3 |
10 |
10 |
- |
Характеристики , , , имеют также нормативные значения показателей, которые оценивают в баллах для каждой категории АТС.
9.3. Маневренность автомобиля
Маневренность – совокупность свойств, характеризующих возможности автомобиля изменять заданным образом свое положение на ограниченной площади в условиях, требующих движения по траекториям большей кривизны с резким изменением направлений, в том числе и задним ходом.
Правилами ЕЭК ООН № 36, 79, 102, 107 установлены следующие показатели маневренности автомобилей:
1) минимальный радиус поворота Rmin;
2) внешний габаритный радиус поворота Rгаб.mах;
3) внутренний габаритный радиус поворота Rгаб.min;
4) поворотная ширина автомобиля по следу колес Вп;
5) габаритная полоса движения Вгаб;
6) удельная сила тяги Рт.уд для совершения поворота;
7) коэффициент использования силы сцепления колес Кφi при повороте;
8) усилие на рулевом колесе Рр при повороте на месте.
Минимальный радиус поворота Rmin – расстояние (м) от мгновенного центра вращения О до оси следа переднего внешнего колеса при максимальных углах поворота управляемых колес (рисунок 9.3)
Rmin=L/sinӨн.max. (9.5)
Радиус поворота (м) заднего внутреннего, по отношению к мгновенному центру вращения, колеса
Rв.min=lш/tgӨвн.max, (9.6)
где Өн.max, Өвн.max, - максимальные углы поворота наружного и внутреннего передних управляемых колес; lш≈В – расстояние между осями шкворней правого и левого передних колес, равное примерно колее передних колес.
Связь между углами Өн и Өвн выражается уравнением
ctgӨн-ctgӨвн=lш/L. (9.7)
Радиус поворота автомобиля Rп, равный расстоянию от центра О до оси заднего моста и линейная скорость движения на повороте соответственно:
Rп.min=L/tgӨmax; (9.8)
Vx=ωaRп, (9.9)
где Өmax=(Өвн.max+Өн.max)/2 – средний угол поворота управляемых колес, выраженный в градусах; ωа=const – угловая скорость автомобиля на повороте.
Рисунок 9.3 – Определение показателей маневренности автомобиля
Внешний габаритный радиус поворота Rгаб.max – расстояние от центра О до наиболее удаленной точки автомобиля. Внутренний габаритный радиус поворота Rгаб.min – расстояние от центра О до ближайшей точки автомобиля. Значение Rгаб.max и Rгаб.min регламентированы Правилами ЕЭК ООН. Первый из них не должен превышать 12,5 м, а второй – быть не менее 5,3 м.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.