Управляемость автомобиля. Оценочные показатели управляемости. Параметры самовозврата управляемых колес и рулевого колеса в нейтральное положение и предельные величины усилий на рулевом колесе АТС, страница 2

Категория АТС

ωαр, рад/с

αр2, град.

αр3, град.

Усилие на рулевом колесе, Н

Неподвижный

Движущийся

ГРУ

Без ГРУ

ГРУ

Без ГРУ

М1

240

20

30

60

200

150

300

М2

240

50

20

60

250

150

300

М3

120

50

20

250

350

200

250

N1

400

20

30

180

300

200

300

N2

240

50

20

180

350

250

400

N3

70

50

20

250

350

200

450

Усилие на рулевом колесе при повороте на месте Рр и при движении автомобиля на круговой траектории Рр.д определяют как среднее значение усилий на рулевом колесе при повороте его отдельно вправо и влево на углы, соответствующие движению передним наружным управляемым колесом по окружности радиусом Rн1=12 м=Rmin. Скорость поворота рулевого колеса не должна превышать 60 град/с. Усилие на рулевом колесе не должно превышать величин, указанных в таблице 7.1.

Характеристики траекторной управляемости К=fр), заброса угловой скорости автомобиля ∆ωz=f(jу) и времени 90 %-ной реакции автомобиля ∆t90 %=f(jу) определяют при испытании «рывок руля». При испытаниях на скорости установившегося движения 80±3 км/ч (категорииМ1, М2, N1) и 60±3 км/ч (категории М3, N2, N3), производят максимально быстрый, с угловой скоростью не менее 400 град/с, поворот рулевого колеса в заданное положение до начала установившегося кругового движения. Угол поворота рулевого колеса в каждом заезде увеличивают ступенчато до значений бокового ускорения jу по условиям сцепления шин с опорной поверхностью и предотвращения отрыва колес от дороги. По результатам испытаний определяют искомые параметры движения.

Минимальное αрmin и максимальное αрmax значения угла поворота рулевого колеса регламентированы. Они зависят от базы автомобиля L и передаточного числа рулевого привода Uр. В таблице 9.2 приведены формулы для определения значений αрmin и αрmax автомобилей различных категорий.

Таблица 9.2 – Предельные величины углов поворота рулевого колеса автомобилей

Категория АТС

Боковое уск-рение, jу, м/с2

Радиус траек-тории, М

Угол поворота рулевого колеса, рад.

αрmin

αрmax

М1, М2,N1

1

500

(0,21L+0,2)Up10-2

(0,21L+1,3)Up10-2

2

250

(0,42L+0,4)Up10-2

(0,42L+2,6)Up10-2

4

125

(0,84L+0,48)Up10-2

(0,84L+5,0)Up10-2

М3, N2, N3

1

280

(0,36L+0,1)Up10-2

(0,36L+1,3)Up10-2

2

140

(0,72L+0,2)Up10-2

(0,72L+2,6)Up10-2

Характеристика траекторной управляемости автомобиля при установившемся круговом движении – это зависимость кривизны траектории установившегося поворота автомобиля К от угла поворота рулевого колеса αр

                (9.2)

Для автомобиля с нейтральной поворачиваемостью зависимость К=f(αp)

                                             (9.3)

На рисунке 9.1 показаны зависимости К=f(αp) при различных значениях статической поворачиваемости ηпов. Для автомобиля с нейтральной поворачиваемостью она линейная и изображена линией 1 с угловым коэффициентом 1/(UpL). У автомобиля с недостаточной поворачиваемостью характеристики проходят ниже прямой 1, а с избыточной поворачиваемостью  - выше этой линии. Выпуклые кривые относятся к автомобилям, у которых с увеличением αp недостаточная поворачиваемость возрастает (кривые 2) или избыточная уменьшается (кривые 3). Вогнутые – свидетельствуют об обратном. Если кривая К=f(αp) пересекает прямую 1, то автомобиль в одном диапазоне изменения αp обладает недостаточной, а в другом – избыточной поворачиваемостью.