Природа и сущность управления 8 2 - 6 Опрос 2, Управление и менеджмент. Динамика развития взглядов на менеджмент. Государственный и хозяйственный менеджмент

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Причем обе произошли с чудовищным унижением и потерями национальной интеллигенции и возвеличиванием низменных, темных сил и слоев общества. И та, и другая революции ставили задачу изменения формы собственности. Сначала меняли частную собственность на государственную, а затем – наоборот. Но ни в первый, ни во второй раз не учитывалось, что результаты труда и эффективность хозяйствования зависят прежде всего не от формы собственности, а от качества организации этого труда и от  системы управления производством.

Ряд видных западных экономистов (среди которых Джон К. Гелбрейт) совершенно обоснованно полагают, что уровень эффективности производства определяется не формой собственности, а типом организации и управления хозяйствующими субъектами.

«Мое богатство состоит в том, что я делаю, а не в том, что я имею» (Карлиль).

Сегодня во всех сферах нашей жизни  требуется прежде всего смена парадигмы управленческого мышления, принципиальное изменение системы мотивации и отношений между хозяйствующими субъектами, между организациями различных форм собственности и различной функциональной специализации и, что, наверное, самое важное, - между самими людьми.

Теперь мы все с вами обречены на самостоятельное целеполагание на альтернативной основе (например, открывать свое собственное дело или оставаться наемным работником), на добровольное взятие или не взятие на себя социальной ответственности и на реализацию основной функции выживания в условиях изменяющейся среды -  функции самоорганизаци, саморазвития  и адаптации. Отсюда со всей необходимостью  и неизбежностью встает острейший вопрос не только подготовки профессиональных менеджеров, но и формирования менеджерского мышления  у всех занятых как в сфере производства и распределения, так и в непроизводственной сфере.

В сущности речь идет о том, что должны меняться мышление руководителей,  их установки, сам подход к пониманию происходящих процессов, к оценке их влияния на общее состояние и результаты деятельности организации.

Однако не все так просто. Экономические, а главное - социальные результаты российских реформ по либерально-монетаристской модели оказались в целом негативными, а в некоторых отношениях и катастрофическими: небывалый спад производства, резкое снижение реальных доходов подавляющей части населения, потеря управляемости хозяйством и социальными процессами. Достижения рыночной экономики в России наполняют карманы только богатых. В стране уже начались процессы, о которых предупреждали специалисты:  страшна не бедность, если она преодолима в течение нескольких лет. Страшна затяжная бедность работающего населения. Она приводит к деградации вначале нации, а потом и страны.

А как показывает мировой опыт, чем больше страна отстает в экономическом и социальном развитии, тем выше роль прямого государственного административного управления, что отчетливо видно в современной России. И вовсе не случайно наиболее популярной в последнее время стала идея усиления регулирующей функции государства. На ней сходятся как представители «партии власти», так и их оппоненты из левой оппозиции.

И тем не менее, переход к эффективному управлению на новых принципах не только возможен, но и  необходим как  главное условие и главное средство обеспечения устойчивого экономического роста. Можно сказать, что Россия сегодня стоит на пороге  революции менеджеров. Сейчас их решения влияют на нашу жизнь больше, чем чьи-либо другие. В перспективе у нас должна сформироваться особая социальная группа профессиональных управляющих современного рыночного толка, имеющая собственный этический кодекс поведения в бизнесе, и ориентирующаяся на культурные традиции, основанные как на передовом зарубежном опыте, так и на чисто российском подходе к этой проблеме.

Уже общепризнанно, что подавляющее большинство предприятий-банкротов  потерпело неудачу именно из-за ошибок (не считая сознательного криминала) в управлении. Отставание отечественной практики менеджмента от мирового уровня, а также достижений науки и образования в этой области, сейчас особенно заметно.

Считается, что в переподготовке и дополнительном обучении в области менеджмента нуждаются сегодня в России более 4 миллионов человек.

Удовлетворение потребности в менеджменте, как в общественном институте и в менеджерах, как в физических лицах,  все в большей степени становится функцией профессиональной системы комплексной и, прежде всего, университетской подготовки и переподготовки кадров. И вовсе не случайно базовыми образовательными учреждениями для реализации крупномасштабной и многолетней общероссийской программы переподготовки управленческих кадров выбраны, прежде всего университеты, в том числе и наш, Кемеровский государственный.

Уместно вспомнить, что первая школа менеджмента  была основана при  Пенсильванском университете в 1881 году.

По оценкам специалистов, в России катастрофически не хватает подготовленных менеджеров. Конечно, есть отдельные выдающиеся личности, которые адекватно воспринимают происходящие перемены и используют самые передовые технологии менеджмента. Но в целом ситуация выглядит, конечно, удручающе.

Дисциплина «Менеджмент» предусмотрена Государственным образовательным Стандартом по специальностям 060800 – «Экономика и управление на предприятии» и 061500 – «Маркетинг».  Подготовка по первой специальности дает квалификацию экономист

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Менеджмент
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
135 Kb
Скачали:
0