Причем обе произошли с чудовищным унижением и потерями национальной интеллигенции и возвеличиванием низменных, темных сил и слоев общества. И та, и другая революции ставили задачу изменения формы собственности. Сначала меняли частную собственность на государственную, а затем – наоборот. Но ни в первый, ни во второй раз не учитывалось, что результаты труда и эффективность хозяйствования зависят прежде всего не от формы собственности, а от качества организации этого труда и от системы управления производством.
Ряд видных западных экономистов (среди которых Джон К. Гелбрейт) совершенно обоснованно полагают, что уровень эффективности производства определяется не формой собственности, а типом организации и управления хозяйствующими субъектами.
«Мое богатство состоит в том, что я делаю, а не в том, что я имею» (Карлиль).
Сегодня во всех сферах нашей жизни требуется прежде всего смена парадигмы управленческого мышления, принципиальное изменение системы мотивации и отношений между хозяйствующими субъектами, между организациями различных форм собственности и различной функциональной специализации и, что, наверное, самое важное, - между самими людьми.
Теперь мы все с вами обречены на самостоятельное целеполагание на альтернативной основе (например, открывать свое собственное дело или оставаться наемным работником), на добровольное взятие или не взятие на себя социальной ответственности и на реализацию основной функции выживания в условиях изменяющейся среды - функции самоорганизаци, саморазвития и адаптации. Отсюда со всей необходимостью и неизбежностью встает острейший вопрос не только подготовки профессиональных менеджеров, но и формирования менеджерского мышления у всех занятых как в сфере производства и распределения, так и в непроизводственной сфере.
В сущности речь идет о том, что должны меняться мышление руководителей, их установки, сам подход к пониманию происходящих процессов, к оценке их влияния на общее состояние и результаты деятельности организации.
Однако не все так просто. Экономические, а главное - социальные результаты российских реформ по либерально-монетаристской модели оказались в целом негативными, а в некоторых отношениях и катастрофическими: небывалый спад производства, резкое снижение реальных доходов подавляющей части населения, потеря управляемости хозяйством и социальными процессами. Достижения рыночной экономики в России наполняют карманы только богатых. В стране уже начались процессы, о которых предупреждали специалисты: страшна не бедность, если она преодолима в течение нескольких лет. Страшна затяжная бедность работающего населения. Она приводит к деградации вначале нации, а потом и страны.
А как показывает мировой опыт, чем больше страна отстает в экономическом и социальном развитии, тем выше роль прямого государственного административного управления, что отчетливо видно в современной России. И вовсе не случайно наиболее популярной в последнее время стала идея усиления регулирующей функции государства. На ней сходятся как представители «партии власти», так и их оппоненты из левой оппозиции.
И тем не менее, переход к эффективному управлению на новых принципах не только возможен, но и необходим как главное условие и главное средство обеспечения устойчивого экономического роста. Можно сказать, что Россия сегодня стоит на пороге революции менеджеров. Сейчас их решения влияют на нашу жизнь больше, чем чьи-либо другие. В перспективе у нас должна сформироваться особая социальная группа профессиональных управляющих современного рыночного толка, имеющая собственный этический кодекс поведения в бизнесе, и ориентирующаяся на культурные традиции, основанные как на передовом зарубежном опыте, так и на чисто российском подходе к этой проблеме.
Уже общепризнанно, что подавляющее большинство предприятий-банкротов потерпело неудачу именно из-за ошибок (не считая сознательного криминала) в управлении. Отставание отечественной практики менеджмента от мирового уровня, а также достижений науки и образования в этой области, сейчас особенно заметно.
Считается, что в переподготовке и дополнительном обучении в области менеджмента нуждаются сегодня в России более 4 миллионов человек.
Удовлетворение потребности в менеджменте, как в общественном институте и в менеджерах, как в физических лицах, все в большей степени становится функцией профессиональной системы комплексной и, прежде всего, университетской подготовки и переподготовки кадров. И вовсе не случайно базовыми образовательными учреждениями для реализации крупномасштабной и многолетней общероссийской программы переподготовки управленческих кадров выбраны, прежде всего университеты, в том числе и наш, Кемеровский государственный.
Уместно вспомнить, что первая школа менеджмента была основана при Пенсильванском университете в 1881 году.
По оценкам специалистов, в России катастрофически не хватает подготовленных менеджеров. Конечно, есть отдельные выдающиеся личности, которые адекватно воспринимают происходящие перемены и используют самые передовые технологии менеджмента. Но в целом ситуация выглядит, конечно, удручающе.
Дисциплина «Менеджмент» предусмотрена Государственным образовательным Стандартом по специальностям 060800 – «Экономика и управление на предприятии» и 061500 – «Маркетинг». Подготовка по первой специальности дает квалификацию экономист
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.