Моделирование работы силового агрегата трактора с гидромеханической трансмиссией при колебаниях нагрузки
,
Для установления целесообразности использования силового агрегата (СА) дизель постоянной мощности – гидротрансформатор (ДПМ-ГТ) сельскохозяйственного трактора в условиях недогрузки на пониженном уровне мощности, рассмотрено влияние режимов нагружения, параметров регуляторной характеристики двигателя, защитных свойств ГТ и состава МТА на условия работы и выходные показатели ДПМ, которые можно оценить по величине размаха колебаний угловой скорости коленчатого вала Dw1, при работе с неустановившимися нагрузками.
Трактор с силовым агрегатом ДПМ-ГТ можно рассматривать как систему, состоящую из двух масс, не связанных жестко, т.е. как систему с двумя степенями свободы. Уравнение движения для этой системы имеет следующий вид: для ведущей части
;
(1)
для ведомой части
,
(2)
где Мк – крутящий момент на валу ДПМ; М1 и М2 – моменты на ведущем (насосном) и ведомом (турбинном) валах ГТ; J1 и J2 – приведенные моменты инерции движущихся масс на ведущем и ведомом валах ГТ с учетом моментов инерции колес; w1 и w2 – угловые скорости ведущего и ведомого валов ГТ; Кгт – коэффициент трансформации.
Показатели ГТ при динамических процессах можно принять равноценными статическим, пренебрегая влиянием инерционности массы жидкости в рабочей полости [1].
Для оценки колебаний угловой скорости Dw1, вызванных периодическими колебаниями нагрузки, допустим, что приведенный к турбинному валу момент сопротивления Мс изменяется по закону гармонических колебаний. При таком допущении уравнение баланса энергии на турбине ГТ запишется в виде
(3)
С учетом предыдущих уравнений имеем
(4)
Заменив , после преобразований получим
(5)
Крутящий момент на валу двигателя при угловой скорости w выразится как
(6)
Коэффициент жесткости характеристики ДПМ Кж определится из выражений:
для корректорной ветви
;
(7)
для регуляторной ветви
,
(8)
где Мн м Мmax – номинальный и максимальный крутящие моменты двигателя при угловых скоростях коленчатого вала wн и wм соответственно: wmaxхх – максимальная угловая скорость на холостом ходу.
Совместное решение уравнений (5) и (6) дает
(9)
Заменив
;
;
, получим
(10)
Положим, что . Тогда
Кинематическая
характеристика ГТ w1=f(w2) дает
возможность найти производную .Особенность
ее протекания в зоне экономической целесообразности использования силового агрегата
(ЭЦИСА) зависит от параметров и совмещения характеристик нагрузочной ГТ и
регуляторной ДПМ.
Нагружающая способность ГТ определяется зависимостью изменения коэффициента момента насосного колеса от передаточного отношения l1=f(i), или степенью прозрачности
,
(11)
где Dа – активный диаметр насосного колеса ГТ, r - плотность рабочей жидкости.
С достаточной
для инженерных расчетов достоверностью можно принять по безразмерной
характеристике ГТ :
на режиме гидромуфты при
,
(12)
на режиме
трансформации при
,
(13)
где -
коэффициент жесткости нагрузочной характеристики гидромуфты;
- коэффициент жесткости
нагрузочной характеристики ГТ;
- коэффициент
момента насосного колеса соответственно в стоповом режиме при
и при переходе на режим
гидромуфты
.
При отсутствии согласующего редуктора условие совместной работы ДПМ и ГТ с учетом выражения (6) имеет вид
(14)
Его решение соответственно для режима гидромуфты дает
, (15)
для режима трансформации крутящего момента
(16)
Полученные
зависимости (15) и (16), при соответствующих допущениях, определяют линейность
кинематической характеристики и для
установленных режимов работы СА.
После замены
значений и
уравнение
(10) примет вид
Приравнивая к нулю коэффициент при Z найдем U
;
, откуда
, или
Выражение
после подстановки значения U приобретает вид
Отсюда
, или
Учитывая, что , то
(17)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.