1
Национальный центр усыновления
Министерства образования
Республики Беларусь
РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ ОРГАНОВ
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
И НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА УСЫНОВЛЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПО РАБОТЕ С КАНДИДАТАМИ В УСЫНОВИТЕЛИ
минск
2003
НАЦИОНАЛЬНЫИ ЦЕНТР УСЫНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
РЕКОМЕНДАЦИИ СПЕЦИАЛИСТАМ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА И
НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА
УСЫНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПО РАБОТЕ С КАНДИДАТАМИ В
УСЫНОВИТЕЛИ
МИНСК
2003
ІІІШТШ ѴІіМЯ
Рецензенты:
, кандидат пед. наук; , кандидат пед. наук
В.А. Рекомендации специалистам органов опеки и попе-чительства и национального центра усыновления Министерства образо-вания Республики Беларусь по работе с кандидатами в усыновители.
Рекомендации содержат описание первых встреч специалиста орга-на опеки и попечительства и центра усыновления с кандидатами в усы-новители, психодиагностический инструментарий проведения обследо-вания кандидатов в усыновители, примерную программу подготовки кандидатов в усыновители к воспитанию усыновленного ребенка.
Предназначены для специалистов, занимающихся вопросами усы-новления.
Финансовый спонсор издания: 8ГОА (СИДА)
Управление международного развития и сотрудничества, Швеция.
8 - 10525 Стокгольм, Швеция
Отпечатано в типографии ООО «Юстмаж» Республика Беларусь, 220090, г. Минск, ул. Кнорина, 50 Лицензия ЛП № 453 от 19.06.2001 г. Тираж 600 экз. Заказ № /$У
В пазвании данных Рекомендаций мы употребили термин «спе-циалисты органов опеки и попечительства и Национального центра усыновления Ѵіинистерства образования Республики Беларусь» (в дальнейшем «специалисты»), поскольку действующим законодатель-ством Республики Беларусь определение пригодности к усыновлению и другие основные правовые вопросы передачи ребенка на усыновле-ние отнесены к компетенции органов опеки и попечительства и На-ционального центра усыновления Министерства образования Респуб-лики Беларусь. На практике в связи с малочисленностью служб охраны детства к работе с лицами, желающими усыновить ребенка, привлека-ются работники социально-педагогических центров, детских интер-патных учреждений, социальных приютов и др. Поэтому настоящие Рекомендации адресованы всем вышеназванным специалистам, зани-мающимся вопросами усыновления в соответствии с их компетенцией.
Работа специалистов с кандидатами в усыновители в предусы-новительный период состоит из:
- определения пригодности кандидатов в усыновители к усы-новлению;
- подготовки кандидатов в усыновители к выполнению роди-тельских функций по отношению к усыновленному ребенку.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИГОДНОСТИ КАНДИДАТОВ В УСЫНОВИТЕЛИ К УСЫНОВЛЕНИЮ РЕБЕНКА
Определение пригодности семьи к усыновлению ребенка про-исходит в процессе первых встреч с ней.
Специалисты, как правило, имеют свою схему проведения пер-вых встреч, основанную на личном опыте и понимании проблем усы-новления. Однако, вне зависимости от порядка обсуждения вопросов, в ходе первых встреч с кандидатами в усыновители инспектору по ох-ране детства необходимо решить следующие задачи:
- установить с ними доверительные отношения;
- выяснить, нет ли у них правовых противопоказаний для усы-новления;
- выявить мотивы, побудившие их к усыновлению;
- определить их психологическую готовность к воспитанию усыновленного ребенка;
- ознакомить их с психофизиологическими особенностями де-тей, которые могут быть усыновлены;
3
- проинформировать о правовых вопросах усыновления: документах. необходимых для усыновления. требованиях к ним, порядке усыновления.
Представляется. что для решения названных выше задач необ-ходимо провести с кандидатами в усыновители как минимум две встречи со следующей последовательностью решения задач.
Первая встреча:
- установление доверительных отношений.
- выявление наличия (отсутствия) правовых противопоказаний для усыновления.
- начальное выявление мотивов усыновления.
- ознакомление с психофизиологическими особенностями де-тей, передаваемых на усыновление.
- информирование о правовых вопросах усыновления; докумен-тах, необходимых для установления усыновления, требованиях к ним, процедуре усыновления.
Вторая встреча:
- выявление мотивов усыновления.
- определение психологической готовности семьи к воспитанию усыновленного ребенка.
1.1. Установление доверительных отношений и сбор первичных данных о семье
Между специалистом и кандидатами в усыновители должно иметь место взаимное доверие. Кандидаты в усыновители должны быть уверены в том, что специалист хорошо их понимает, хочет и мо-жет профессионально им помочь. А инспектор, в свою очередь, не бу-дет сомневаться в том, что информация, предоставляемая ему канди-датами в усыновители, является правдивой и исчерпывающей.
Существуют специальные приемы, позволяющие быстро сфор-мировать доверие между общающимися сторонами. Рассмотрим неко-торые из них.
Пространство и позы
Физическое тело человека окружено определенной пространст-ненной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.