Особенности и цели преподавания прикладных отраслей психологии.
Прикладн. псих. примен-ся: 1)для объяснен. конкретн. психологич. явлений(теоритич. часть),2)преподаван. как преобразован. сторон психики(практич. часть). Действен-сть методики препод. зависит от ясной осознан-сти цели препод. и подчинен. ей всей совок-сти методич. приемов,методов,форм организац. пед. процесса. Метод. препод. спих.-это наука использован. эфективн-х методов на различных занятиях с учащимися по изучен. и усвоен. псих. как учебн. курса. Цель прикладн. псих.-изучен. псих-их проблем,хар-ных для определ. сферы жизни или профес. деят. Истор. псих.-отрасль теоритич. хар-ра,объясняющая современ. состоян. псих. на основе ее ретроспективн-го анализа,т.е. процесс развит. науки в ее динамике,начиная со взглядов древних на психику,рассматривающих обществен. потребности,кот. порадили псих. как науку и заканчивая сегодняшн. представлен. о ней.При изучен. истор. псих. важно усвоить логику развития науки во времени(т.е. какие обществен. потребн. ее порадили и как она помогла удовлетвор. их).Пониман. логики и развит. истор. науки помог. проникнутся чувством оптимизма и уверен. в свои возможности,т.е. поиск новых идей для развит. науки.,понять сегодняшн. проблемы и теории,кот. невозможны без прошл. опыта.Существен. значен. имеет послед-ть 2-х теоритич. дисциплин:общ. и истор. псих. Эфективнее если истор. препад-ся после общ. псих. или параллельно.Не зная осовн. законов функциониров. псих-х механизмов невозможно критически восприним. историч. информ. Методич. средства истор. псих.:иторич. обзор(рассмотрен. этапов зарожден. псих. как науки),проблемн. учебн. задача,метод программирован-го обучен.(созд. серии проблемн.?,кот. ориентир-т студентов в материале),творческие дискус.
Общ. псих. имеет методич. значен. для усвоен. др. дисциплин,т.к. без знания общего невозможно разобраться в частном. Методич. средства общ. псих.:теорию необходимо соотносить с наблюдаем. в жизни псих-ми явлен-ми,сравнивать с прежним объяснением;проблематика может быть разделена на блоки на лекциях,но не на уроке(на лекциях-теория,на уроке-применен. теории на практике);необходимо применять активн. методы обучен.,проблемн. методы(проблемн. задачи,ситуац.,кот. могут сориентировать обущ-ся на размышление над основн. проблемами науки);организац. дискуссий,диспутов,круглых столов. Групповая дискуссия предполаг. рассмотрен. различн. точек зрения по определен. проблематике,дает возмож-ть отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.
6. Особенности и цели преподавания история психологии: логика развития науки во времени - основное условие понимания современных теорий и гипотез.
Истор. псих.-отрасль теоритич. хар-ра,объясняющая современ. состоян. псих. на основе ее ретроспективн-го анализа,т.е. процесс развит. науки в ее динамике,начиная со взглядов древних на психику,рассматривающих обществен. потребности,кот. породили псих. как науку, и заканчивая сегодняшн. представлен. о ней. При изучен. истор. псих. важно усвоить логику развития науки во времени (т.е. какие обществен. потребн. ее породили и как она помогла удовлетвор. их).Пониман. логики и развит. истор. науки способствует поиску новых идей для развит. науки.,понять сегодняшн. проблемы и теории,кот. невозможны без прошл. опыта.Существен. значен. имеет послед-ть 2-х теоритич. дисциплин:общ. и истор. псих. Эфективнее если истор. препад-ся после общ. псих. или параллельно.Не зная осовн. законов функциониров. псих-х механизмов невозможно критически восприним. историч. информ. Методич. средства истор. псих.:иторич. обзор(рассмотрен. этапов зарожден. псих. как науки),метод программирован-го обучения,творческие дискуссии.
7. Особенности и цели преподавания общей психологии, ее цели, задачи, проблемы преподавания, эффективные способы подачи знаний.
Общ. псих. имеет методич. значен. для усвоен. др. дисциплин,т.к. без знания общего невозможно разобратся в частном. Методич. средства общ. псих.:теорию необходимо соотносить с наблюдаем. в жизни псих-ми явлен-ми,сравнивать с прежним объяснением;проблематика может быть разделена на блоки на лекциях,но не на уроке(на лекциях-теория,на уроке-применен. теории на практике);необходимо применять активн. методы обучен.,проблемн. методы(проблемн. задачи,ситуац.,кот. могут сориентировать обущ-ся на размышление над основн. проблемами науки);организац. дискуссий,диспутов,круглых столов. Групповая дискуссия предполаг. рассмотрен. различн. точек зрения по определен. проблематике,дает возмож-ть отстаивать свою точку зрения и принимать чужую.
Требования к организац.дискуссии: 1) четко формулир.вопр.; 2) наличие у студентов определен.базы знаний по рассм.вопр; 3) умение точно выразить свою мысль. Замечания по преподав.общ.писхологии:а) т.к.общ.психол. это теоретич.,а не прикладн.наука,методика ее преподавания должна быть нацелена на формир. у уч-ся общего теоретич.мышления; б) акцентиров.внимание уч-ся на отличие житейск. и научной психологии; в) чем чаще и больше студент будет изъясняться, тем лучше он будет мыслить и тем быстрее овлад.научной терминологией. Лучш.методика-это та, кот. пробуждает к устной речи и поощряет речевую активность.
8. Особенности и цели преподавания возрастной психологии.
9. Особенности и цели преподавания педагогической психологии.
Возрастн.особенности и содерж-е методов преподавания психологии
1.возр:дошк.детство;вед.деят-ть:игровая;психич.новообразов:раз-е речи,формир.самосознания;соц.ситуация-раз-я:родители, воспитатели,свертники;содерж.и методы обучения:в содерж.необх.формиров.навыки речевого общения, обуч.взаимод ,обуч.моральному самосознанию, активизир. умение думать, рассуждать.методы-сказки,игры,фольклор. 2.возр:мл.школьный; вед. вид деят-ти:учебно-познавательный; психич.новообраз. :словесно-логическ. мышление, когнитивн. поведение,произвольн.повед,раз-е внутр.плана умств.действий; соц.ситуация: учитель, родитель, сверстник; содерж.и методы обучения:формир-е внутр.речи и коммуникац,раз-е когнитивн.способностей,раз-е навыков общения со сверстниками, морально-эстетичесике нормы общения, формир. навыков саморегуляции. Методы-игровые,сказки,фольклор на более высоком уровне. 3 возр:подростки;вед.вид деят-ти:интимно-личностное общение в рамках учебной деятельности; психич.новообраз.: формиров. логического мышления, становление межличностных отношений, полоролевая идентификация, эмпатия, соц.статус; соц.ситуация: сверстник. содерж. и методы обучения: формир. коммуникат. навывов межличностного общения с учетом чувства взрослости, работа на раннее усвоение положит.привычек.Методы:тренинги общения, тренинги саморегуляции, тематич. беседа, развивающ. работа, психол. игры. 4 возр:юношеский;вед.вид деят-ти:учебно-профессиональн. самоопределения;психич.новообраз.:формир.самосознания и его рост, появл.новых чувств,раз-е мировоззрение, моральное самосознание,раз-е творчества;соц.ситуация:сверстники, взрослые; содерж.и методы обучения: Формирование психологической культуры, психологии общения, формиров-е стремления к самораскрытию и саморазвитию. Методы-тренинги общения, тренинги развития когнитивных процессов, тренинги личностного раз-я, организ-я дискуссий.
Методические средства: 1) т.к. мы имеем дело с прикладн. науками, то вним. должн. быть уделено методам и приемам практич. обуч-я: семинары и практикумы, дисскусии, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, метод круглого стола и др. – все то, что стимул-ет самостоятель-ть мышл-я обучающихся. 2) лекции и практич. занятия должны обеспеч-ть творч-ое усвоение теории, практики (напр., анализ какой-либо учеб. ситуации, все возможн. задания творч-го харак-ра). 3) для программирования мыслит. деств. необход. применять учеб. задачи (задания с вопросамн. и, требующие активн. размышления).
Методологические принципы преподавания детской псих-гии:1) объективность: нельзя смеш-тьфакты и их интерпритацию. 2) причинность: изуч-ие условий возникновения новых качеств личности. 3) тщательность и регулятивность: процесс формир. психики детей при активном руководстве со стороны педагогов, родителей и др. взрослых.
10. Особенности и цели преподавания социальной психологии: разнообразие мнений, объяснений одних и тех же социальных явлений.
В МП соц. псих-ии следует учитывать, что соц. псих-я – наука молодая (20 век.). Методические средства: 1) учитывая разнообразие мнений об одних и тех же соц-ых явлениях, необход. разъясн. обучающимся данную особенность; преподавателю можно рекомендовать комментировать различн. точки зрения самому, а обучающимся можно предложить выработать навыки анализа и становление собств. взгляда на ту или иную проблему. 2) экскурс в историю науки, обсуждение учебных заданий , организ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.