Учреждение образования
«Гомельский государственный университет им.Ф. Скорины»
Заочный факультет
Кафедра социальной и педагогической психологии
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАЧЕТНОГО УРОКА
«Восприятие как психический процесс»
Выполнил:
студентка группы ПЗ-61
Проверила:
Гомель 2013
План-конспект открытого урока
Тема: Восприятие как психический процесс
Цель: 1) образовательная: сформировать у учащихся общее представление о понятии «восприятие», познакомить с основными свойствами и видами восприятия;
2) развивающая: развить активность, логическое мышление и самостоятельность учащихся на уроке;
3) воспитательная: воспитать положительное отношение к учебному процессу, дисциплинированность, уважение к другим.
Тип урока: изложение нового материала.
Материально-техническое обеспечение: рисунок «Предметность восприятия» (Приложение 1); рисунок «Целостность восприятия» (Приложение 2); рисунок «Константность восприятия» (приложение 3); рисунок «Избирательность восприятия» (Приложение 4); рисунок «Избирательность восприятия»(а) (Приложение 5); «Избирательность восприятия»(б) (Приложение 6).
Ход урока
I. Организация учащихся к знаниям
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста! Прежде чем начать урок отметим отсутствующих.
II. Краткий безоценочный опрос
На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели и закрепили тему: «Ощущение». Кто мне напомнит, что такое ощущение? Верно.
Суть психологического процесса, рассмотрением которого сегодня мы займемся, также состоит в отражении реально существующего мира. Однако в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, этот процесс отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Кто догадался, о каком психологическом процессе сегодня пойдет речь? Молодцы!
III. Работа по осмыслению нового материала
Как вы уже догадались тема нашего сегодняшнего урока: «Восприятие как психический процесс». Преподаватель открывает доску, на которой заранее была записана тема урока и обращает внимание учащихся на доску.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим следующие вопросы:
1) Общее представление о восприятии;
2) Основные свойства восприятия;
3) Виды восприятия.
Действительно, суть восприятия также состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.
Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.
Ребята, так что же такое восприятие? Кто попробует дать определение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.