Вопрос 1
Исследования в области гештальт-психологии были связаны с именами Г. К. ф о н Эренфейса, М. Вертгеймера (Вертхаймера), К. К о ф ф к и и В. Келера. Эренфейсу принадлежит термин ≪гештальт≫ и его определение. Согласно автору, гештальт — это психическая целостность, формируемая структурированием перцептуального поля. Еще в начале века Эренфейс подчеркивал, что ≪целое — это некая реальность, отличная от суммы ее частей≫.
Изучая механизмы восприятия, гештальт-психолог К. Коффка делал особый акцент на отношениях организма с окружающей средой, что впоследствии стало основой терапевтических взглядов Ф. Перлза. Перлз был первым,кто применил принципы гештальт-психологии (и особенно фигура-фон процесс) для терапии, интегрируя их со своей концепцией контакта.
2 вопрос
Любое поле восприятия разделяется на фон и фигуру: ветка на фоне неба, фигура знакомого человека на фоне многих незнакомых и т.п. Принцип ≪фигура —фон≫ гласит, что каждая перцепция организуется в фигуру, которая выделяется из фона и при этом восприятие не является пассивным процессом. Фигуре свойственна структура и завершенность. Наблюдая круг, контур которого состоит из отдельно стоящих точек, наблюдатель видит именно круг, и ему кажется, что именно фигуре и принадлежит этот контур. Но фигуру можно выделить только на каком-то ином фоне (например, черные точки на черном фоне не видны). Поэтому контур в равной мере принадлежит как фигуре, так и фону.
Формирование гештальта в гештальт-терапии рассматривается как первичная характеристика функционирования организма. Гештальт-терапевты интересуются и фоном, и фигурой, и их взаимоотношениями, например, поведением человека (фигура) и его контекстом (фон). Кроме того, было доказано, что воспринимаемый образ объекта не является объективным, а зависит от потребностей субъекта.
Таким образом, гештальт-терапия способствует различению потребностей человека и их удовлетворению в процессе его приспособления к окружающей среде. Смена ≪фигуры≫ и ≪фона≫ — это основа изменений в жизни. Ясность и полнота ж и з н и зависят от размеров ≪фона≫ (контекста), который способен порождать ≪фигуру≫. Только полноценной ≪фигуре≫ могут быть свойственны одновременно свобода и жизненность. Индивидуумы, у которых ≪фигуры≫ появляются вынужденно или не имеют фоновой поддержки, теряют глубину переживаний, свойственную тем, у кого развитие ≪фигур≫ из богатого ≪фона≫ протекает естественно и легко.
Между фигурой и фоном, как мы уже говорили, находится контур или граница. Контур (граница) в равной мере принадлежит и ≪фигуре≫ и ≪фону≫, именно в этом месте происходит соприкосновение индивидуума и среды (на это обращали внимание в своих работах Келер и Коффка). На каждую часть организма постоянно действуют влияния как из внешнего мира, так и от других частей внутри организма.
Итак, гештальт-терапевты видели родство, а гештальт-психологи постоянно отрицали любое сходство между их теорией и исследованиями и работами гештальт-терапевтов (Р. Хенле, Р. Арнхейм, В. Келер). Их позиция по отношению к гештальт-терапии была крайне негативной. В чем причина? Прежде всего в том, что между теориями гештальт-психологии и гештальт-терапии существовали очень важные теоретические различия. Базой для исследований ортодоксальной гештальт-психологии была перцепция. Даже ≪изначальные≫ гештальт-психологи Левин и Голдштейн не были удовлетворены акцентом на перцепции и расширяли дефиниции гештальт-концепции. Так, К. Левин использовал термин ≪фигура — фон≫ более широко, предположив, что ≪фон≫ является более активным и более общим процессом, чем его воспринимали гештальт-теоретики.
Важные теоретические различия гештальт-терапии и гештальт-психологии состоят в признании разной степени влияния на перцепцию таких организмических переменных, как потребности. Гештальт-теоретики считали, что фигура возникает из-за объективных свойств ее внутренней организации.
За исключением особых случаев, гештальт-теоретики редко признавали влияние организмических потребностей на актуальное формирование перцептов. Они были осторожны в описании и организмических потребностей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.