Чтобы установить искренние отношения, требуются хорошие знания психологических особенностей детей. Ребенок должен понять, что старшие не только понимают его душевное состояние, но и сами пережили подобное и готовы теперь с сочувствием помочь. Недоверие, подозрения, выслеживание, как правило, провоцируют замкнутость, обострение интереса к интимным сторонам жизни человека. При оценке взаимоотношений подростков, когда они встречаются с лицами другого пола, проводят вместе с ними время, подвергается испытанию доверительное к ним отношение взрослых. Следует иметь в виду, что в этих случаях поведение сына или дочери определяется не предостережениями родителей, сделанными в последний момент, не подозрениями, не искусственно создаваемыми препятствиями, а всем предшествующим воспитанием.
Вряд ли удастся установить доверительные отношения с ребенком, если взрослый позволяет себе в его присутствии насмешливое отношение к тем или иным проявлениям полового поведения. Для неуверенного в себе подростка любое подшучивание над ним звучит не только как осуждение того или иного шага, но и как отрицательная оценка всей личности в целом, что затрудняет дальнейшие открытые для воспитательного влияния дружественные отношения.
Контроль и поддержка. Доверие ни в коей мере не означает, что нужно слепо доверять подростку (юноше, девушке), рассматривая его либо как не способного ни на какие проявления сексуальности, либо как умеющего ответственно использовать предоставленную свободу. Даже самые серьезные подростки требуют ненавязчивого направления их поведения, осторожной и деликатной поддержки.
Деловитость. Этот принцип предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам. Беседа не должна сопровождаться многозначительными интонациями, двусмысленной жестикуляцией, скользкими намеками. Смущение и беспомощность родителей вызывают неоправданно острый интерес именно к той проблеме, по отношению к которой у взрослых возникло затруднение. Поэтому необходима не только серьезная подготовка к любому разговору на темы пола, но и критическое отношение к своим возможностям проводить такие беседы. Деловому тону помогает использование в беседах научных понятий. Применение научных объяснений и специальной терминологии лишает обсуждаемую тему скабрезности, постыдности. Свободное владение темой помогает снять эмоциональное напряжение в такого рода беседах.
Чистота. В процессе полового воспитания необходимо стремиться к тому, чтобы сформировать чистые, лишенные пошлости взгляды на вопросы секса. Чем раньше ребенок получит правдивую (в соответствии с возрастом и уровнем понимания), нравственно безупречную информацию о взаимоотношениях между полами, тем чище будут его взгляды, тем активнее он сможет противостоять циничному отношению к этим важным проблемам жизни, тем чище, красивее, а потому и счастливее будут его отношения с представителями противоположного пола.
Активная инициатива. Убеждения формируются в процессе освоения новых знаний. Учитывая силу первых впечатлений, взрослым следует стремиться к тому, чтобы первыми заложить фундамент убеждений, создать иммунитет против отрицательного влияния «улицы» («тайных совоспитателей»). Ни одного подростка невозможно оградить от негативных воздействий, поэтому лишь своевременная иммунизация способна исключить или по крайней мере смягчить их влияние. Такая иммунизация тем более действенна, чем более активна. Не следует ждать распросов, необходимо воспользоваться подходящей ситуацией и дать разъяснения.
Понятность и ясность. Все названные принципы могут оказаться неэффективными, если сведения не будут излагаться ясно и понятно, в соответствии с подготовленностью тех, кому предназначаются. Ясность изложения – это не упрощенчество, при котором проблемы взаимоотношения полов подменяются примерами из жизни растений и животных. Аллегории не облегчают, а затрудняют дело, т. к. большинство детей не способны перенести их в сферу человеческих отношений. Подростков необходимо знакомить с особенностями поведения и психологии людей, что позволит лучше понять себя и сделать выводы о собственном поведении.
Адресность. Половое воспитание должно проводиться с учетом пола ребенка, уровня его психического и физического развития, особенностей отношения к полу в конкретном обществе, регионе, группе людей. В настоящее время, к сожалению, мы с запозданием обсуждаем со старшими подростками вопросы, которые их интересовали еще до начала полового созревания.
Не возбуждение сексуального влечения. Очень важно придерживаться этого принципа в период полового созревания ребенка. Необходимо учить подростка удерживать половое влечение в состоянии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.