Тема 3: Диагностика профессионального самосознания психологов.
1. Сущность и значение профессионального самосознания.
2. Философско-психологические предпосылки изучения профессионального самосознания.
3. Методы определения профессионального самосознания.
I.Сущность и значение профессионального самосознания.
Под профессиональным самосознанием понимается профессиональное становление, самоопределение, профессиональное взаимодействие, мотивация, профессионально-педагогическая направленность, саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание.
1. В связи с демократизацией и гуманизацией образования актуальной становится психологизация образовательного процесса.
2. Диагностика профессионального самосознания дает возможность раскрыть его динамику, а также спроектировать условия его формирования.
3. Способствует совершенствованию их рефлексивных способностей, освобождению обучающихся от индивидуальной субъектности, стереотипности.
II.Философско-психологические предпосылки изучения профессионального самосознания.
В отечественной философии проблема профессионального самосознания рассматривается в исследованиях В.П.Иванова, Э.В.Ильенкова, М.К.Мамардашвили, Ф.Г.Михайлова, В.И.Слободчикова. Установлено, что сознание детерминируется внутренними и внешними факторами. Оно зависит от развития когнитивной, эмоциональной, волевой сферы человека как природного индивида, наличия специфической, отличной от других представителей животного мира, способности к рефлексии, позволяющей анализировать, оценивать и преобразовывать самого себя, а также от деятельности, общения, посредством которого осуществляется влияние окружающей среды. Внешние и внутренние факторы взаимообусловлены, специфика их взаимодействия отражена в понятии социальной ситуации развития (Л.С.Выготский), в понятии надситуативной активности (В.А.Петровский и др.)
В.М.Слободчиков отмечает, что как предмет собственно психологического анализа выступает практика самосознания – процесс овладения сознанием, преодоления поглощенности текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Самосознание содержит общие свойства сознания: познание, переживания, построение отношений. «Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.[1] В.И.Слободчиков выделяет следущие ступени развития сознания:
- - бытийное сознание
– самосознание
– рефлексивное сознание
– трансцендирующее сознание.
Выделяются три компонента самосознания: когнитивный, аффективно-оценочный, регулятивный. В реальном сознании все три компонента образуют неразрывную связь. Исходной составляющей в целости самосознания человека является когнитивная. Познание человеком самого себя вызывает к жизни специфические эмоциональные переживания. Чем шире знание о себе, тем больше оснований для адекватного самоотношения, тем оно тоньше и дифференцирование. Самосознание нерасторжимо связано с волей, что составляет его специфику и отличие от сознания и образа. Самосознание может проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.
Содержание понятия профессионального самосознания рассматривается в исследованиях Р.Бернса, И.С.Кона, В.С.Мерлина, К.И.Платонова, В.В.Столина, П.Р.Чаматы, И.И.Чесноковой. Изучению составляющих профессионального сознания посвящены работы Е.М.Боброва, С.В.Васьковской, Т.К.Поддубной, Х.С.Асадулиной, С.В.Ситникова.
Механизмы профессионального самосознания рассмотрены в исследованиях В.В.Давыдова, А.З.Зак, В.И.Слободчикова и др.
Становлению профессионального самосознания посвящены работы М.А.Белоконь, Г.М.Белокрыловой, В.И.Слободчикова, профессиональному самосознанию – исследования С.Л.Белоглаза, Ф.И.Иваненко, С.А.Климова.
Самопознание студентами педвуза, согласно исследованиям Е.М.Бобровой включает самопредставление о теоретической подготовке, о практической подготовке, о личностных качествах. Активность – отношение к профессии, к детям, к самопознанию
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.