Назначение и классификация тележек
Тележки передают все нагрузки от массы кузова и перевозимого груза на рельсовый путь и обеспечивают движение вагона с необходимой плавностью хода. В эксплуатации используется большой и весьма разнообразный парк тележек, имеющий значительные конструктивные особенности.
Тележки обычно состоят из следуюших частей: колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания, рамы, надрессорной балки с опорами кузова и тормозной передачи. В конструкциях трех- и четырехосных тележек возможно наличие и других частей — соединительной балки, шкворневой балки, балансиров и др.
Тележки вагонов классифицируются по следующим признакам: назначению, числу осей, устройству рессорного подвешивания, способу передачи нагрузки от кузова на ходовые части, а также от надрессорной балки на раму тележки, устройству буксовой связи и конструкции рамы.
По назначению тележки делятся на грузовые и пассажирские. Тележки пассажирских вагонов обычно отличаются от тележек грузовых вагонов наличием люлечного устройства и двух ступеней подвешивания.
По числу осей тележки бывают двух-, трех-, четырехосные и многоосные. Наибольшее распространение получили двухосные тележки. По способу передачи нагрузки от кузова различают тележки с опиранием кузова: на подпятник тележки; на подпятник и упругие скользуны; непосредственно на сколъзуны. Первый и второй способы применяют в грузовых вагонах. При этом наличие упругих скользунов обеспечивает гашение колебаний боковой качки кузова и виляния тележки. Третий способ характерен для пассажирских вагонов.
По способу связи рамы с бусами тележки бывают: с челюстной связью — со свободным опиранием рамы на буксы и ограничением перемещений букс относительно рамы за счет направляющих челюстей (в тележках грузовых вагонов); с упругой челюстной связью — с опиранием рамы на буксы через упругие элементы (в тележках грузовых вагонов); с опиранием рамы на кронштейны корпуса буксы через пружины и наличием специальных устройств — шпинтонов, ограничивающих перемещение букс в горизонтальной плоскости (в тележках рефрижераторных вагонов).
По способу передачи нагрузки от надрессорвой балки на раму различают тележки: с непосредственной передачей нагрузки через упругие элементы или через упругие элемент, установленные в люльке.
Первый способ применяют в грузовых тележках, второй — в пассажирских и рефрижераторных.
По числу ступеней рессорного подвешивания тележки бывают с одинарным центральным или буксовым подвешиванием и двойным подвешиванием .
По конструкции и технологии изготовления рам и надрессорных балок тележки бывают с литыми боковыми рамами и надрессорными балками и со сварными рамами и надрессорными балками.
Конструкция тележки должна обеспечивать удобное техническое обслуживание в эксплуатации, быструю замену поврежденных деталей, а главное — безопасность движения.
Техническая характеристика тележек грузовых вагонов
Показатель Число осей |
18-100 ЦНИИ-ХЗ 2 |
18-131 2 |
Моде 18-578 2 |
ли и тн 18-194 2 |
пы 18-102 УВЗ-9М 3 |
18А |
01 |
КВЗ-И2 2 |
База, мм Конструкционная скорость, км/ч |
1850 120 |
1850 120 |
(850 120 |
1850 120 |
3500 120 |
3200 120 |
2400 120 |
|
Расстояние от головок рельсов до поверхности подпятника в свободном состоянии, мм |
806 |
806 |
811 |
816 |
815 |
858 |
805 |
Окончание табл. 7.1
Показатель |
Модели и типы |
||||||
18-100 ЦНИИ-ХЗ |
18-131 |
18-578 |
18-194 |
18-102 УВЗ-9М |
18-101 |
КВЗ-И2 |
|
Максимальная статическая нагрузка от колесной пары нарельсы, кН |
230 |
245 |
230 |
245 |
230 |
230 |
— |
Гибкость рессорного подвешивания см/тс |
0,113 |
0,104 |
«,160 |
0,235/ 0,132 |
0,133 |
0,07 |
0,130 |
Статический прогиб от массы брутто, мм |
46-50 |
52 |
68 |
— |
52 |
50 |
70 |
Масса, т . ...... |
4,7 |
5,0 |
4,75 |
5,0 |
8,6 |
12,0 |
7.4 |
Примечание. 0,235 см/тс - гибкость рессорного подвешивания при работе только наружных пружин. |
ТЕЛЕЖКА МОДЕЛИ 18-100 (ЦНИИ-Х3-О)
Основным типом тележки для грузовых вагонов является тележка 18-100. Эта тележка служит для подкатки под все грузовые четырехосные вагоны, кроме рефрижераторных. Тележка серийно выпускается с 1957 года.
Тележка состоит из двух колесных пар с буксовыми узлами, двух комплектов рессорного подвешивания, рычажной передачи и рамы, которая включает две боковые рамы и надрессорную балку. Кузов в прямом участке пути опирается на подпятник надрессорной балки, а в кривом участке пути часть нагрузок передается через горизонтальный скользун.
Боковая рама отлита из низколегированной стали марки 20ГЛ. Боковая рама предназначена для размещения рессорного комплекта, восприятия от него нагрузок и передачи их на колесные пары. Боковая рама представляет собой монолитную стальную конструкцию, в средней части которой размещен проем для рессорного комплекта. Нижняя часть проема выполнена в виде опорной плиты с размещенными на ней буртами и цилиндрическими выступами для фиксирования пружин рессорного комплекта. На вертикальных стенках рессорного проема выполнены площадки, к которым заклепками приклепаны фрикционные планки. Буртики служат для ограничения поперечных перемещений фрикционных клиньев. На верхнем поясе боковых рам с внутренней стороны отлиты кронштейны
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.