1 проектирование технологического процесса и оборудования для ремонта
1.1 Проектирование технологического процесса ремонта
шатунно-поршневой группы
1.1.1 Основные неисправности деталей шатунно-поршневой группы
Шатунно-поршневая группа деталей дизеля относится к узлам движущимся возвратно-поступательно. Она включает в себя шатуны, шатунные втулки, поршень, шатунные болты и поршневой палец.
Работоспособность шатунно-поршневой группы деталей дизеля нарушается из-за потери герметичности. Это происходит вследствие износа и искажения формы трущихся поверхностей гильзы цилиндра, поршня и поршневых колец. Износ и искажение формы деталей приводят к снижению компрессии и ухудшению условий сгорания топлива в цилиндрах, увеличению расходу масла «на угар», перегреву деталей и возникновению в них чрезмерных тепловых и механических напряжений, способствуют отложению нагара, который препятствует отводу тепла.
Выявление неисправностей в зависимости от характера неисправности выявляются следующими методами:
1) при износных повреждениях а) контактный метод;
б) визуальный метод;
в) интегральный метод;
2) при механических повреждениях а) визуальный метод;
б) магнитопорошковый метод;
в) цветной дефектоскопии;
г) метод отражения излучения ( ультразвук).
Оценить состояние деталей шатунно-поршневой группы без разборки можно интегральным методом, т.е. по изменению отдельных служебных характеристик этой группы деталей.
Считают, что наиболее точным критерием оценки (техническим и экономическим) состояния шатунно-поршневой группы является расход масла «на угар». Величина этого критерия, устанавливаемая обычно в процентах от расхода топлива, зависит от типа двигателя, его цилиндровой мощности, износа деталей и частично от величины зазоров в подшипниках коленчатого вала. В начальный период работы дизеля, когда износ гильз цилиндров невелик, заметное сокращение расхода масла достигается заменой изношенных поршневых колец новыми.
Работы профилактического характера (осмотр, проверку надежности крепления и т.д.) производят при технических обслуживаниях ТО-3 и текущих ремонтов ТР-1.
Неисправности шатунно-поршневой группы дизеля K6S310DR тепловоза ЧМЭ3 выявляются в результате регламентированных ремонтов (согласно приказа 14Н от 12.02.1996 года), вследствие чего появился определенный перечень наиболее часто встречающихся неисправностей и дефектов как в целом по всей сборочной единице, так и по ее отдельным деталям. Основные неисправности деталей шатунно-поршневой группы.
Таблица 1.1.1 Неисправности - деталей шатунно-поршневой группы дизеля K6S310DR и способы их устранения
Деталь |
Возможные неисправности |
Способы устранения (ремонта) |
Технические условия на отремонтированные детали и узлы по циклу КР-1 |
Поршень |
задиры, риски, трещины, оплавления |
Замена |
- |
Дефект пружинных распорных колец поршня |
Замена |
Неплоскостность на диаметре кольца допускается не более 0,1мм |
|
Поршневые кольца |
Трещины, отколы, изломы, забои |
Замена |
- |
Скалывания хрома |
Замена |
- |
|
Продольные риски по высоте кольца глубиной более 0,4 мм |
Замена |
- |
|
Потемнения от пропуска газов на расстоянии более 20 мм в каждую сторону от замка |
Замена |
- |
|
Увеличение зазора в замке |
- Замена - Переукомплектаця |
Зазоры в замках в рабочем состоянии должны находиться в пределах (см. таблицу 1.1.2) |
|
Неприлегание к калибру |
Замена |
Прилегание более 80 % к калибру |
|
Износ притирочной кромки (пояска) у маслосъемных колец |
- Замена - Проточкой |
Высота притирочной кромки не более 1,4 мм. Высота притирочной кромки более 1,4 мм |
|
Отсутствие фаски на кромках замков |
Механическая обработка (напильник) |
Отсутствие заусенец и острых кромок |
|
Поршневой палец |
Трещины, выявленные дефектоскопией |
Замена |
- |
Задиры и риски глубиной более 0,2 мм на рабочей поверхности |
Зачистить мелкой наждачной шкуркой |
- |
|
Выкрашивание цементируемого слоя и овализация |
- Хромирование или осталивание слоем не более 0,1 мм с последующей полировкой - При овализацции более 0,1 мм ‑ замена |
Вмятины, забоины и риски не допускаются на полированной поверхности |
|
Шатуны |
Трещины в любой части шатуна |
Замена |
- |
Засоры абразивным износом масляного канала шатуна |
Прочистка, промывка масляного канала, |
Проверка отверстия керосином. |
|
Овальность, задиры отверстия верхней головки шатуна |
Развертка отверстия с постановкой втулки большего диаметра. |
Допустимая овальность головки шатуна не более 0,03 мм |
|
Износ, риски на поверхности постели шатуна и его крышки |
- Хромирование (осталивание) при больших износах с последующей обработкой - Механическая обработка (хонингование) |
Прилегание вкладыша шатуна по всей поверхности не менее 80% |
|
Деформация (изгиб) шатуна |
- Замена. - Правка |
- |
|
овальность или конусность отверстий шатунов более 0,03 мм, а также наличии задиров и рисок глубиной более 0,2 мм |
- механическая обработка |
Допускаемые размеры (см таблицу 1.1.2) |
|
Износ, задиры, вмятины зубчатого стыка шатуна и крышки |
- Шабровка с последующей притиркой |
Взаимное прилегание поверхности зубчатого стыка главного шатуна и крышки, при контроле по краске не менее 75 % геометрической площади контакта при равномерном распределении пятен |
Согласно технологии ремонта деталей шатунно-поршневой группы качество
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.