Размышления на тему.
В настоящее время Обводный канал переживает не лучшие времена, хотя и раньше все обстояло не лучшим образом. Унылый промышленный ландшафт, полуразвалившиеся набережные, заваленные различным мусором, на котором ночуют бездомные, (а также, возможно, и посетители психиатрической лечебницы №6, расположившейся неподалеку), бесконечный, неконтролируемый слив нечистот с различных предприятий делают атмосферу вокруг канала далеко не самой приятной, (живя 12 лет рядом с Обводным, периодически ощущаю его «неповторимые» ароматы).
С архитектурой Обводного тоже не все так гладко, как хотелось бы. Начиная еще с планирования строительства, как уже было сказано ранее, Обводный проектировался не только для альтернативного прохода судов в навигацию, отвода воды при наводнениях, но также и для украшения города. Он должен был быть визитной карточкой для въезжающих в стольный град Петра. Но деньги, неоднократно выделяемые на строительство, (а в последствии и на устранение бесконечных недоработок), постоянно куда-то исчезали. И что мы наблюдаем далее? Далее мы видим бесконечную хаотическую застройку правого берега Обводного, без какого-либо плана и, возможно, разрешения.
Во времена Советской власти разрабатывалось много планов по перестройке и озеленению набережных канала. Но итоги опять оказались удручающими. Денег снова почему-то не хватило. Мосты строились, словно по одному «типовому» проекту. Все они арочные однопролетные. Никаких архитектурных изысков. Если взглянуть на мосты бывших «окраин» города, таких как мосты через р. Мойку или р. Фонтанку, то мы увидим что у каждого моста есть свой неповторимый облик, т.к. в них воплощалась некая мысль, созданная архитектором. Неповторимый узор решеток перил, фонарей освещения, и как следствие, свежие инженерные решения. Несомненно, советские архитекторы, проектировавшие мосты, могли бы продолжить традиции своих предшественников, но, видимо, стремление все унифицировать взяло над ними вверх. И если, допустим, петербургский метрополитен строился как дворец, где витал дух непоколебимого величия советской власти, то на мостах, которые к тому времени уже были в центре Ленинграда, решили экономить. В результате, реконструкция мостов привела к тому, что они потеряли свою неповторимость, давшую им интересные названия (о истории этих названий говорилось выше). А Обводный канал превратился в унылую, однообразную транспортную развязку (кстати, тоже не достроенную до конца).
Правда, есть интересные решения, которые стоило бы позаимствовать и современным архитекторам - это пешеходные переходы под мостами. То есть пешеходам, прогуливавшимся по набережным канала не надо было переходить дважды проезжую часть чтобы обойти мост, а достаточно было просто спуститься вниз к воде и пройти под мостом. Эти переходы очень эстетично выглядят и в то же время позволяют снять напряжения в транспортном потоке (хотя сразу становится неясным: кто будет прогуливаться по набережным в промышленных районах города, да еще и вдоль транспортной развязки?).
О набережных стоит сказать особо. Они сначала облицовывались естественным камнем, затем бетоном, а после, было вообще заброшено это «гиблое» дело. Благодаря этой своеобразной «технике» мы не получаем полноценный архитектурный ансамбль.
Сейчас, как было сказано в начале этой главы, ситуация с Обводным каналом очень печальна. Лично мне не понятна конечная цель дальнейшего развития канала. Чем он будет? Любимым местом прогулок горожан или служебным каналом для города, который будет обеспечивать отвод воды при наводнениях и пропуск водного и автотранспорта? В разные времена архитекторы ставили перед собой разные цели и ни одну из них не довели до конца. Этим, наверное, и обуславливается его противоречивая и разнохарактерная архитектура. А причины столь отвратительного состояния самого канала мне не понятны. Что ж, будем надеяться, что канал выживет, и возможно, когда-нибудь порадует нас своим строгим, или светлым и уютным видом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.