Белорусский государственный университет транспорта
Кафедра “Тепловозы и тепловые двигатели”
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине “Теория и конструкция локомотивов”
д.т.н.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ проектирования основных параметров тепловоза. В ходе работы изучается конструкция тепловоза, его основные характеристики, а также методы проектирования. Работа состоит в определении и построении электромеханических, тяговых и экономических характеристик проектного тепловоза, расчете геометрического и динамического вписывания в заданную кривую. Кроме того необходимо рассчитать охлаждающее устройство, а именно: количество секций радиатора; температуру охлаждающих жидкостей и воздуха и требуемый расход воздуха на выходе из секций; подачу циркуляционного насоса, а также основные параметры вентилятора, теплообменник.
1 Расчет и проектирование технико-экономических характеристик
тепловоза
Передаточное число i представляет собой отношение крутящего момента на ободе колеса к моменту на валу ТЭД, определяемое при длительном режиме ра- боты колесно-моторного блока по формуле:
i1= (1)
где ngmax – максимально допустимая частота вращения якоря ТЭД,
nдмах=2250 об/мин;
Dк – диаметр колеса, Dк=1,05 м;
Vк – конструкционная скорость,Vк=160 км/ч.
Подставляя численные значения в формулу (1) получаем
Проверим передаточное отношение с учетом длины централи
А=, (2)
где А – длина централи, А=520 мм;
Z1, Z2 – числа зубьев ведущей и ведомой шестерен;
m – модуль зубчатого зацепления, m=10.
Из формулы (2) имеем
; (3)
;
Z2=i1×Z1;
Z1=;
Z1=
Z2= 2,81 ·27= 76.
После решения системы уравнений (3), принимаем Z1=27, Z2=76.
Окончательно устанавливаем передаточное число i2
i2=
Учитывая, что КМБ имеет габаритные ограничения, проверяем возможность размещения в нижней части габарита подвижного состава колеса с кожухом по формуле
D= (4)
где С – расстояние от торца зубьев ведомого колеса до нижней поверхнос- ти кожуха, С=20мм [1];
d2 – диаметр делительной окружности ведомого колеса, мм
d2=m×Z2. (5)
d2=10×76=760 мм.
Подставляя численные значения в формулу (4) получаем
D= мм.
Условие (4) выполняется.
1.2 Расчет электромеханических и электротяговых характеристик
колесно-моторного блока
Длительная мощность генератора
Р2¥=Ре×h¥г×bвсп, (6)
где Pe – эффективная мощность дизеля, Pе=2200кВт;
nг – КПД генератора, ηг=0,96 [1];
bвсп – коэффициент, учитывающий затраты мощности на вспомога-
гательные нужды
bвсп= (7)
где SPвсп – мощность, затрачиваемая на привод вспомогательных
агрегатов, кВт, примем 10% от эффективной
åPвсп=0,1×2200=220 кВт.
Подставляя численные значения в формулу (7) получаем
bвсп =
Следовательно
Рг¥=2200×0,96×0,9= 1901 кВт.
Определим длительные параметры тягового генератора по формуле
Uг=, (8)
где Uгmax – максимальное напряжение генератора, Uгмах=750 В [1];
Uгmax – относительное значение максимального напряжения, В.
Для определения Uгmax находим относительные значения максимальной скорости движения тепловоза, при которой используется полная мощность дизеля.
Vгmax= (9)
где Vmax – максимальная скорость движения, Vмах=160 км/ч;
V¥ – длительная скорость,V¥=55 км/ч.
Vгmax=
На рисунке 2 [1] (для Vмах=2,91) по кривой n/n (для α =0,25) находим
I/I=0,9.По рисунку 1[1] для I/I=0,9 имеем Uгмах=1,15.
Uг¥=В.
Длительный ток генератора определяем по формуле
Iг¥=. (10)
Тогда
Iг¥= А.
Рассчитаем электромеханические характеристики ТЭД проектного тепловоза следующим образом .
Определяем длительную мощность ТЭД
Рд¥=, (11)
где К – количество ТЭД, к=6.
Рд¥= кВт.
Длительная сила тяги одного КМБ, кН
Fд¥=, (12)
где hд – КПД электрического двигателя при длительном режима,
hг=0,915 [1].
Тогда
Fд¥= кН.
Длительный вращающий момент ТЭД
Мд¥=, (13)
где hзп – КПД зубчатой передачи тягового редуктора, hзп=0,975 [1].
Мд¥= кН∙м.
Длительная частота вращения ТЭД
nд¥=, (14)
где nдmax – максимальная частота вращения ТЭД, nдmax=2250 об/мин [1].
nд¥= об/мин.
Длительное значение тока нагрузки ТЭД при параллельном соединении
Iд¥=. (15)
Iд¥= А.
Электромеханические характеристики ТЭД определяются из соотношений : Мд=Мд¥××Мд; nд=nд¥ nд; Iд=Iд¥Iд.
Расчет произведем для трех ступеней ослабления магнитного поля ТЭД
(α1=1,0; α2=0,6; α3=0,25) и сведем результаты в таблицу 1.
Значения силы тяги КМБ определяется по формуле
Fд=. (16)
Скорость движения тепловоза,соответствующая найденному значению nд определяется по формуле
Vд=. (17)
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.
По полученным данным строим электротяговые характеристики Fд=f(Iд),Vд=f(Iд).
Таблица 1- Расчетные значения электромеханических и электротяговых характеристик
Режим работы тяговых электродвигателей |
||||||||||||||
ПП(α=100%) |
ОП1(α=60%) |
ОП2(α=25%) |
||||||||||||
Iд |
Mд |
nд |
Fд |
Vд |
Iд |
Mд |
nд |
Fд |
Vд |
Iд |
Mд |
nд |
Fд |
Vд |
А |
кНм |
об/мин |
кН |
км/ч |
А |
кНм |
об/мин |
кН |
км/ч |
А |
кНм |
об/мин |
кН |
км/ч |
384 |
2,58 |
1082 |
13,5 |
76,2 |
384 |
2 |
1407 |
10,4 |
99,0 |
384 |
0,9 |
3092 |
4,7 |
217,7 |
437 |
3,2 |
889 |
16,5 |
62,6 |
437 |
2,4 |
1190 |
12,3 |
83,8 |
437 |
1,2 |
2242 |
6,5 |
157,8 |
486 |
3,6 |
773 |
19,0 |
54,4 |
486 |
2,7 |
1028 |
14,2 |
72,4 |
486 |
1,5 |
1855 |
8,0 |
130,6 |
583 |
4,7 |
595 |
24,7 |
41,9 |
583 |
3,6 |
773 |
19,0 |
54,4 |
583 |
2,1 |
1353 |
10,8 |
95,2 |
680 |
5,9 |
472 |
31,0 |
33,2 |
680 |
4,6 |
611 |
23,9 |
43,0 |
680 |
2,7 |
1044 |
14,1 |
73,5 |
778 |
7,3 |
387 |
38,0 |
27,2 |
778 |
5,8 |
487 |
30,4 |
34,3 |
778 |
3,5 |
812 |
18,0 |
57,1 |
Суммарное значение касательной силы тяги тепловоза определяется с учетом числа ТЭД, создающие тяговое усилие тепловоза.
Fк=Fд×К (4)
Fк=19,0×6=114 кН
Для определения скорости перехода с ПП на ОП1 и ОП2 следует воспользоваться соотношениями
VпрОП1-2=VпрОП1-2×, (5)
Vпрпп-оп1=VпрОП1-2×, (6)
где VобрОП1-2 – скорость перехода тепловоза-образца, VобрОП1-2 =118км
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.