Передаточное число представляет собой отношение крутящего момента на ободе колеса к моменту на валу тягового электродвигателя (ТЭД), определяемое при длительном режиме работы колесно-моторного блока (КМБ)
(1)
где ngmax – максимально допустимая частота вращения якоря ТЭД,
ngmax =2300 об/мин [1];
Dк – диаметр колеса, Dк =1,05 м (по тепловозу образцу);
Vкон – конструкционная скорость, Vкон =105 км/ч (из задания).
Окончательное значение передаточного числа устанавливается с учетом принятой длины централи
(2)
где А – длина централи, А = 468,8 мм [1];
m – модуль зубчатого зацепления, m=10 [1];
z1, z2 – числа зубьев ведущей и ведомой шестерен.
Определяем z1, z2 решая систему уравнений
(3)
(4)
После решения уравнений получим, z1 = 18, z2 = 76.
Окончательно устанавливаем передаточное число, используя формулу (4)
Определив i2 уточняем из формулы (1) значение максимально допустимой частоты вращения якоря ТЭД
Учитывая, что КМБ имеет габаритные ограничения, следует проверить возможность размещения в нижней части габарита подвижного состава (ПС) ведомого зубчатого колеса с кожухом по формуле
(5)
где С – расстояние от торца зубьев ведомого колеса до нижней поверхности кожуха, С=21 мм [1];
d2 – диаметр делительной окружности ведомого колеса, мм
(6)
Т.о. условие, D ≥ 120÷130 , выполняется, поэтому оставляем количество зубьев z2 прежним.
Находим длительную мощность генератора по формуле
(7)
где Ne – эффективная мощность дизеля, Ne =2300 кВт (по заданию);
ηг – КПД генератора, ηг=0,96 [1];
βвсп – коэффициент учитывающий затраты мощности на вспомогательные нужды
(8)
где SNвсп – мощность, затрачиваемая на привод вспомогательных агрегатов, SNвсп = 0,1Ne кВт [1].
Определим длительные параметры тягового генератора по формуле
(9)
где Uгmax – максимальное напряжение генератора, Uгmax =950В [1];
– относительное значение максимального напряжения, В.
Для определения находим относительные значения максимальной скорости движения тепловоза, при которой используется полная мощность дизеля
(10)
где Vmax – максимальная скорость движения, равная конструкционной, км/ч;
V¥ – длительная скорость, V¥ =29 км/ч (по заданию).
По универсальной характеристике ТЭД [1, рисунок 2]
определяем для значения , значение
, 1,4.Зная определим по
универсальной характеристике генератора [1, рисунок 1] значение ,
Длительный ток генератора определяем по формуле
(1311)
,
Определяем длительную мощность ТЭД.
(1412)
где К – количество ТЭД, К=6;
,
Длительная сила тяги одного КМБ
(1513)
где hg – КПД электродвигателя при длительном режиме, hg = 0,915 [1].
Длительный вращающий момент ТЭД
(14)16)
где hзп – КПД зубчатой передачи тягового редуктора, hзп=0,975 [1].
,Длительная частота вращения ТЭД
(1715)
,
Длительное значение тока нагрузки ТЭД при параллельном соединении
(1816)
,
Расчет электротяговых характеристик КМБ тепловоза сведем в таблицу 1.
Значения силы тяги КМБ определяем из выражения
,
(1917)
Скорость движения тепловоза, определяем по формуле
,
(2018)
Таблица 1 – Расчетные значения электромеханических и электротяговых характеристик
Ig |
ПП (α=1) |
ОП1 (α=0,6) |
ОП2 (α=0,38) |
||||||||||||
Ig, A |
Mg, кН·м |
ng, об/мин |
Fg, кН |
Vg, км/ч |
Ig, A |
Mg, кН·м |
ng, об/мин |
Fg, кН |
Vg, км/ч |
Ig, A |
Mg, кН·м |
ng, об/мин |
Fg, кН |
Vg, км/ч |
|
0,64 |
348 |
2,8 |
1024 |
22,0 |
48,0 |
348 |
2,0 |
1404 |
16,1 |
65,8 |
348 |
1,3 |
2152 |
10,4 |
100,9 |
0,71 |
386 |
3,2 |
913 |
24,8 |
42,8 |
386 |
2,4 |
1214 |
18,8 |
56,9 |
386 |
1,6 |
1821 |
12,5 |
85,3 |
0,8 |
435 |
3,6 |
803 |
28,6 |
37,6 |
435 |
2,7 |
1079 |
21,4 |
50,6 |
435 |
1,9 |
1533 |
15,0 |
71,8 |
1 |
544 |
4,8 |
613 |
37,6 |
28,7 |
544 |
3,6 |
822 |
28,2 |
38,5 |
544 |
2,8 |
1054 |
21,8 |
49,4 |
1,2 |
653 |
6,0 |
484 |
47,4 |
22,7 |
653 |
4,8 |
613 |
37,6 |
28,7 |
653 |
3,6 |
808 |
28,4 |
37,9 |
1,4 |
762 |
7,5 |
386 |
59,1 |
18,1 |
762 |
6,0 |
493 |
46,6 |
23,1 |
762 |
4,8 |
613 |
37,6 |
28,7 |
1,6 |
870 |
8,9 |
325 |
69,6 |
15,2 |
870 |
7,0 |
417 |
54,9 |
19,5 |
870 |
5,8 |
502 |
45,7 |
23,5 |
По результаты расчета на рисунке 1 построены электротяговые характеристики КБМ тепловоза.
1.3 Расчет тяговой характеристики тепловоза
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
Суммарное значение касательной силы тяги тепловоза определяется с учетом числа ТЭД, создающих тяговое усилие тепловоза
(2119)
29,8178,8Для
определения скорости перехода с ПП на ОП1 и ОП2 следует воспользоваться
соотношением
(2220)
где – скорость перехода тепловоза-образца, ,
, , [2];
, – передаточные числа, соответственно тепловоза-образца и проектного тепловоза, [2].
(23)
.
(24)
Расчет тяговой характеристики проектного тепловоза сведем в таблицу 2.
Таблица 2 –
Результаты расчета тяговой характеристики и
ПП (α=1) |
ОП1 (α=0,6) |
ОП2 (α=0,38) |
||||||||||||
Ig, A |
Fg, кН |
Vg, км/ч |
К |
Fк, кН |
Ig, A |
Fg, кН |
Vg, км/ч |
К |
Fк, кН |
Ig, A |
Fg, кН |
Vg, км/ч |
К |
Fк, кН |
348 |
22,0 |
48,0 |
6 |
132,0 |
348 |
16,1 |
65,8 |
6 |
96,4 |
348 |
10,4 |
100,9 |
6 |
62,3 |
386 |
24,8 |
42,8 |
149,0 |
386 |
18,8 |
56,9 |
112,9 |
386 |
12,5 |
85,3 |
75,2 |
|||
435 |
28,6 |
37,6 |
171,5 |
435 |
21,4 |
50,6 |
128,7 |
435 |
15,0 |
71,8 |
90,3 |
|||
544 |
37,6 |
28,7 |
225,7 |
544 |
28,2 |
38,5 |
169,3 |
544 |
21,8 |
49,4 |
130,9 |
|||
653 |
47,4 |
22,7 |
284,4 |
653 |
37,6 |
28,7 |
225,7 |
653 |
28,4 |
37,9 |
170,4 |
|||
762 |
59,1 |
18,1 |
354,4 |
762 |
46,6 |
23,1 |
279,9 |
762 |
37,6 |
28,7 |
225,7 |
|||
870 |
69,6 |
15,2 |
417,6 |
870 |
54,9 |
19,5 |
329,5 |
870 |
45,7 |
23,5 |
274,2 |
Определим силу сцепления колес с рельсами
(2521)
где Рсц – сцепной вес тепловоза, кН;
yк – расчетный коэффициент сцепления.
(22)
где 2П – нагрузка на ось, 2П=225 кН.
(23)
где V – скорость движения локомотива от 0 до 20 км/ч.
Результаты расчетов сводим в таблицу 3
Таблица 3 – Определение кривой ограничения по сцеплению
V |
0 |
5 |
10 |
15 |
20 |
yк |
0,300 |
0,272 |
0,251 |
0,236 |
0,223 |
Fсц |
404,8 |
367,0 |
339,3 |
318,1 |
301,4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По результатам расчетов приведенных в таблицах 2 и 3 на рисунке
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.