19.2 Пример расчета привода с плоскоременной передачей и червячно-цилиндрическим редуктором
19.2.1 Исходные данные для проектирования
Рассчитать привод по схеме, показанной на рисунке 19.2.1.
Исходные данные:
Мощность на выходном
(рабочем) валу 
 кВт;
Частота вращения выходного
вала 
 об/мин;
Срок службы 
 тыс. часов.
Плоскоременная передача расположена в горизонтальной плоскости, работает с постоянной нагрузкой в запыленном помещении.

Рисунок 19.2.1 – Кинематическая схема привода: 1 – электродвигатель,
2 – плоскоременная передача, 3 – червячно-цилиндрический редуктор,
4 – муфта
19.2.2 Кинематический расчет и выбор электродвигателя
Определяем потребную мощность электродвигателя для всего привода.
Требуемая мощность электродвигателя определяется по формуле:
 кВт, где 
 – общий КПД привода;
.
По данным, приведенным в таблице 4.1, принимаем:
 – КПД плоскоременной передачи (
);
 – КПД червячной передачи при двухзаходном червяке в
масляной ванне (
);
 – КПД зубчатой передачи с цилиндрическими колесами,
работающей в масляной ванне (
);
 – КПД, учитывающий потери в паре подшипников качения
(
).
По таблице 6.1 выбираем
трехфазный асинхронный короткозамкнутый электродвигатель серии 4A90L4У3;
 кВт; 
 об/мин.
Определяем общее передаточное число привода:
;
;
По таблице 4.2 принимаем
передаточное отношение ременной передачи 
. Тогда
;
Разбиваем передаточное
отношение редуктора по ступеням. Принимаем передаточное отношение для
тихоходной цилиндрической ступени 
. Тогда передаточное отношение быстроходной червячной
ступени:
;
Определяем частоты вращения валов привода:
 об/мин;
 об/мин;
 об/мин;
 об/мин;
Определяем мощности на валах привода:
 кВт;
 кВт;
 кВт;
 кВт;
Определяем крутящие моменты на валах:
 
;
 
;
 
;
 
;
Определяем ориентировочно диаметры всех валов привода (формула 4.15).
 м     или 
 мм;
 м     или 
 мм;
 м     или 
 мм;
 м     или 
 мм.
19.2.3 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Желая получить
сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, выбираем для
изготовления колеса и шестерни сравнительно недорогую легированную сталь 40Х.
По таблице Б.2 назначаем для колес термообработку: улучшение 230…260 
, 
 МПа, 
 МПа, для шестерни второй ступени – улучшение 260…280 
, 
 МПа, 
 МПа. При этом обеспечивается приработка зубьев обеих
ступеней.
Для червячной
передачи выбираем материал колеса БрАЖ9-4 при
 МПа, 
 МПа; червяк – сталь 40Х, закалка до HRC
54, витки шлифовать и полировать.
Допускаемые контактные напряжения
Допускаемые контактные напряжения для второй ступени определяем по материалу колеса, как более слабому по формуле [30, с.167]
, где 
 – предел контактной выносливости, определяется по
таблице Б.3. Для колеса второй ступени 
 МПа; для шестерни второй ступени 
 МПа;
 – коэффициент безопасности. Для второй ступени 
;
 – коэффициент долговечности.
Определяем рабочее число циклов напряжений для колеса второй ступени по формуле:
, где 
 – суммарный срок службы, ч, называемый ресурсом
передачи, или число часов работы передачи за расчетный срок службы;
 – частота вращения того из колес, по материалу
которого определяют допускаемые напряжения;
 – число зацеплений зуба за один оборот колеса (
 равно числу колес, находящихся в зацеплении с
рассчитываемым).
Для колеса второй ступени
, где 
 выбираем по таблице 4.3 [30, с.173], 
.
Базовое число циклов 
 определяем по рисунку 4.7 [30, с.169] в зависимости
от твердости зубьев колеса. При твердости зубьев колеса 
 240, 
.
Сравнивая 
 и 
, отмечаем, что для колеса второй ступени 
.
При переменных режимах
нагрузки расчет коэффициента долговечности 
 выполняют по эквивалентному числу циклов 
:
,                           
;
.
Данное условие выполняется.
Аналогично рассчитываем для шестерни второй ступени.
;
.
Подставив, получим:
.
Сравнивая 
 и 
, отмечаем, что для шестерни второй ступени 
.
Определяем допускаемые контактные напряжения:
– для колеса второй ступени
 МПа;
– для шестерни второй ступени
 МПа;
Принимаем 
 МПа.
Для червячной передачи для
определения 
 в приближении оцениваем скорость скольжения [30,
с.211]:
 м/с.
Допускаемые напряжения определим по формуле [30, с.211]:
 МПа.
Допускаемые напряжения изгиба
Определяем допускаемые напряжения изгиба по формуле (4.18) [30, с. 173]:
, где 
 – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба,
определяется по таблице Б.3:
– для колеса второй ступени
 МПа;
– для шестерни второй ступени
 МПа;
 – коэффициент безопасности. По таблице Б.3 выбираем 
;
 – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего
приложения нагрузки. В данном случае 
, т. к. действует односторонняя нагрузка;
 – коэффициент долговечности. Определяется по формуле
(8.68) [30, с. 174]
, но4, при H
, а также для зубчатых колес со шлифованной переходной
поверхностью зубьев.
Рекомендуется принимать 
 для всех сталей [30, с. 174].
При использовании типовых
режимов нагружения 
 находим по формуле:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.