19.2 Пример расчета привода с плоскоременной передачей и червячно-цилиндрическим редуктором
19.2.1 Исходные данные для проектирования
Рассчитать привод по схеме, показанной на рисунке 19.2.1.
Исходные данные:
Мощность на выходном (рабочем) валу кВт;
Частота вращения выходного вала об/мин;
Срок службы тыс. часов.
Плоскоременная передача расположена в горизонтальной плоскости, работает с постоянной нагрузкой в запыленном помещении.
Рисунок 19.2.1 – Кинематическая схема привода: 1 – электродвигатель,
2 – плоскоременная передача, 3 – червячно-цилиндрический редуктор,
4 – муфта
19.2.2 Кинематический расчет и выбор электродвигателя
Определяем потребную мощность электродвигателя для всего привода.
Требуемая мощность электродвигателя определяется по формуле:
кВт, где – общий КПД привода;
.
По данным, приведенным в таблице 4.1, принимаем:
– КПД плоскоременной передачи ();
– КПД червячной передачи при двухзаходном червяке в масляной ванне ();
– КПД зубчатой передачи с цилиндрическими колесами, работающей в масляной ванне ();
– КПД, учитывающий потери в паре подшипников качения ().
По таблице 6.1 выбираем трехфазный асинхронный короткозамкнутый электродвигатель серии 4A90L4У3; кВт; об/мин.
Определяем общее передаточное число привода:
;
;
По таблице 4.2 принимаем передаточное отношение ременной передачи . Тогда
;
Разбиваем передаточное отношение редуктора по ступеням. Принимаем передаточное отношение для тихоходной цилиндрической ступени . Тогда передаточное отношение быстроходной червячной ступени:
;
Определяем частоты вращения валов привода:
об/мин;
об/мин;
об/мин;
об/мин;
Определяем мощности на валах привода:
кВт;
кВт;
кВт;
кВт;
Определяем крутящие моменты на валах:
;
;
;
;
Определяем ориентировочно диаметры всех валов привода (формула 4.15).
м или мм;
м или мм;
м или мм;
м или мм.
19.2.3 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Желая получить сравнительно небольшие габариты и невысокую стоимость редуктора, выбираем для изготовления колеса и шестерни сравнительно недорогую легированную сталь 40Х. По таблице Б.2 назначаем для колес термообработку: улучшение 230…260 , МПа, МПа, для шестерни второй ступени – улучшение 260…280 , МПа, МПа. При этом обеспечивается приработка зубьев обеих ступеней.
Для червячной передачи выбираем материал колеса БрАЖ9-4 при МПа, МПа; червяк – сталь 40Х, закалка до HRC 54, витки шлифовать и полировать.
Допускаемые контактные напряжения
Допускаемые контактные напряжения для второй ступени определяем по материалу колеса, как более слабому по формуле [30, с.167]
, где – предел контактной выносливости, определяется по таблице Б.3. Для колеса второй ступени МПа; для шестерни второй ступени МПа;
– коэффициент безопасности. Для второй ступени ;
– коэффициент долговечности.
Определяем рабочее число циклов напряжений для колеса второй ступени по формуле:
, где – суммарный срок службы, ч, называемый ресурсом передачи, или число часов работы передачи за расчетный срок службы;
– частота вращения того из колес, по материалу которого определяют допускаемые напряжения;
– число зацеплений зуба за один оборот колеса ( равно числу колес, находящихся в зацеплении с рассчитываемым).
Для колеса второй ступени
, где выбираем по таблице 4.3 [30, с.173], .
Базовое число циклов определяем по рисунку 4.7 [30, с.169] в зависимости от твердости зубьев колеса. При твердости зубьев колеса 240, .
Сравнивая и , отмечаем, что для колеса второй ступени .
При переменных режимах нагрузки расчет коэффициента долговечности выполняют по эквивалентному числу циклов :
, ;
.
Данное условие выполняется.
Аналогично рассчитываем для шестерни второй ступени.
;
.
Подставив, получим:
.
Сравнивая и , отмечаем, что для шестерни второй ступени .
Определяем допускаемые контактные напряжения:
– для колеса второй ступени
МПа;
– для шестерни второй ступени
МПа;
Принимаем МПа.
Для червячной передачи для определения в приближении оцениваем скорость скольжения [30, с.211]:
м/с.
Допускаемые напряжения определим по формуле [30, с.211]:
МПа.
Допускаемые напряжения изгиба
Определяем допускаемые напряжения изгиба по формуле (4.18) [30, с. 173]:
, где – предел выносливости зубьев по напряжениям изгиба, определяется по таблице Б.3:
– для колеса второй ступени
МПа;
– для шестерни второй ступени
МПа;
– коэффициент безопасности. По таблице Б.3 выбираем ;
– коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки. В данном случае , т. к. действует односторонняя нагрузка;
– коэффициент долговечности. Определяется по формуле (8.68) [30, с. 174]
, но4, при H, а также для зубчатых колес со шлифованной переходной поверхностью зубьев.
Рекомендуется принимать для всех сталей [30, с. 174].
При использовании типовых режимов нагружения находим по формуле:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.