Строим расчетную схему сил действующих на вал в горизонтальной плоскости.
Определяем опорные реакции
;
Н
;
Н
Проверка: ;
Изгибающие моменты в опасных сечениях вала
Н·м
Опасным сечением вала в горизонтальной плоскости является место посадки колеса тихоходной ступени.
Расчетный изгибающий момент в опасном сечении
Н
Суммарные реакции опор
Н
Н
Строим эпюру крутящих моментов вала
Рисунок 10 – Расчетная схема сил, действующих на вал III и эпюры крутящих моментов
5.4 Расчет валов на прочность
Параметр |
Вал I, d=27 мм |
Вал II, d=40 мм |
Вал III, d=55 мм/40мм |
|
Материал вала |
Сталь 45 |
Сталь 45 |
Сталь 45 |
|
sB, МПа |
750 |
750 |
750 |
|
s-1=0,4÷0,5sB, МПа |
300 |
300 |
300 |
|
t-1=0,3sB, МПа |
225 |
225 |
225 |
|
Мизг, Н·м |
246 |
481 |
423 |
|
wос=0,1·d3, 10-6 м3 |
1,968 |
6,4 |
16,63/6,4 |
|
sa=Мизг/ wос, МПа |
125 |
75,15 |
25,44/66,1 |
|
sм, МПа |
0 |
0 |
0 |
|
Т, Н·м |
54 |
180 |
466 |
|
wр=0,2·d3, 10-6 м3 |
3,93 |
12,8 |
33,27/12,8 |
|
t-1=t-1=0,5Т/ wр, МПа |
6,87 |
7,03 |
7,0/18,2 |
|
ks |
1,85 |
1,7 |
1,7 |
|
kt |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
|
kd |
0,86 |
0,77 |
0,7/0,77 |
|
kF |
0,92 |
0,92 |
0,92 |
|
ys |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
yt |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
|
|
1,93 |
2,35 |
6,94 |
|
|
18 |
15,8 |
14,45/6,1 |
|
1,92 |
2,33 |
6,25/1,805 |
||
|
Условие выполняется |
Условие выполняется |
Условие выполняется |
|
6 ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
При подборе подшипников мы воспользовались следующими коэффициентами и формулами:
1. Данные об условиях работы подшипников качения
n – частота вращения, об/мин;
Lh – срок службы, ч;
L – долговечность, млн. об. ;
Fr – радиальная нагрузка (Н), равная радиальной реакции R наиболее нагруженной опоры;
Fa – осевая нагрузка (Н), равная осевой реакции опоры Roc;
2. Справочные данные коэффициентов [4] для заданных условий работы подшипников качения
fh – коэффициент долговечности;
fn – коэффициент, определяемый по частоте вращения подшипника;
V – коэффициент вращения;
Ks - динамический коэффициент (коэффициент безопасности);
Кт – коэффициент, учитывающий влияние температурного режима работы на долговечность подшипника.
3. Справочные (паспортные) данные предварительного назначенного подшипника по диаметру концов вала:
серия (при отсутствии осевой нагрузки и сравнительно небольшой ее величине предварительно назначается самый распространенный и дешевый шариковый радиальный однорядный подшипник средней или легкой серии;
при большой осевой силе – подшипник роликовый радиально-упорный конический или радиально-упорный шариковый);
С – динамическая грузоподъемность, кН;
Со – статическая грузоподъемность, кН;
Х, У – соответственно коэффициенты радиальной и осевой нагрузок, зависящие от типа подшипника и от е – параметра осевого нагружения подшипника, характеризующего соотношение осевого и радиального усилий.
4. Расчетные данные подбора подшипников качения
Подбор подшипников качения производится по динамической грузоподъемности из условия: расчетная динамическая грузоподъемность Ср<=Cп (паспортная).
Ср=Р(fh/fn)=P×pÖL, где Р – эквивалентная нагрузка, Р=(У×X×Fr + У×Fa)Ks×Kт;
р=3 для шариковых подшипников.
Результаты подбора и расчета подшипников качения целесообразно представить в виде таблицы.
Таблица 3 – Сводные данные практического расчета и подбора подшипников качения (ПК) для валов двухступенчатого цилиндрического редутора
Обозначение параметров |
Страницы в справочнике[4] |
Вал редуктора |
|||
ведущий I |
промежуточный II |
Ведомый III |
|||
Диаметры концов вала под подшипник |
|||||
d1=20 мм |
d2=30 мм |
d3=30 мм |
|||
n, об/мин |
1500 |
436 |
164 |
||
Lh, ч |
8000 |
8000 |
8000 |
||
L, млн.об |
720 |
210 |
79 |
||
Fr, H |
950 |
3354 |
2868 |
||
Fa, H |
702 |
702 |
- |
||
fh |
125 |
2,33 |
2,33 |
2,33 |
|
fn |
127 |
0,223 |
0,355 |
0,533 |
|
V |
112 |
1 |
1 |
1 |
|
Ks |
115 |
1 |
1 |
1 |
|
Kт |
112 |
1 |
1 |
1 |
|
Справочные данные предварительного выбранного ПК |
Серия выбранного ПК |
424-532 |
204 |
306 |
206 |
С, кН |
12,7 |
28,1 |
15,3 |
||
Со, кН |
6,2 |
14,6 |
10,0 |
||
Fa/Co |
0,032 |
0,026 |
- |
||
e |
113,424 |
0,26 |
0,24 |
- |
|
Fa/Fr |
0,49 |
0,2 |
- |
||
(Fa/Fr)<e {Х,У |
- |
1,0 |
- |
||
(Fa/Fr)>e {Х,У |
113,424 |
0,56, 1,6 |
- |
- |
|
Результаты вычислений |
P |
- |
- |
- |
|
Cp |
4,3 |
6,3 |
1,5 |
||
Условие подбора Ср<C |
4,3<9,26 |
6,3<11 |
1,5<15,3 |
||
Паспортное значение С привышает расчетное Ср, % |
3000 |
750 |
222,5 |
7 ВЫБОР ШПОНОК
Шпонка является элементом соединения и препятствует относительному повороту соединяемых деталей и предназначена для передачи вращающего момента от одной из этих деталей другой.
На основные типы шпонок Шпоночных соединений предусмотрены ГОСТы, которые предусматривают размеры поперечных сечений шпонок и соответствующих пазов в валу и шестерне в зависимости от диаметра вала. Длина шпонки выбирается исходя из длины ступицы.
Выбираем шпонки призматические со скругленными концами. Материал шпонок – сталь 45 нормализованная.
Напряжение смятие и условие прочности проверяется по формуле
sсм=2×Т/(d(h-t1)(lр))<=[sсм], где d – диаметр вала в месте установки шпонки;
h – высота шпонки;
в – ширина шпонки;
lр – длина шпонки;
t1 – глубина паза вала;
[sсм] – допускаемое напряжение смятия, [sсм]=120 МПа;
Т – передаваемый вращательный момент.
Вал I. d=18 мм
sсм=(2×54×103)/(18(6-3,5)20)=120 МПа = [sсм];
Принимаем шпонку 6х6х20
Вал II. d=40 мм
sсм=(2×180×103)/(40(8-5)16)=187,5 МПа <[sсм];
Принимаем две шпонки 12x8x16
Вал III. d=40 мм,
sсм=(2×466×103)/(40(8-5)50)=155,3 МПа <[sсм];
Принимаем шпонку 8х7х36
Для всех шпонок условие прочности выполнено.
8 ВЫБОР МУФТЫ
Тип муфты выбирают в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями в приводном устройстве.
Размеры муфты зависят от величины передаваемого вращательного момента. При подборе стандартных муфт учитывают также диаметр концов валов, которые муфта должна соединять.
На ведущий вал, на основании рекомендации в литературе [6], принимаем упругую втулочно-пальцевую муфту МУВП ГОСТ 2424-83 с наибольшим крутящим моментом 55 Н×м и максимальной частотой вращения 5600 об/мин.
Проверочный расчет муфты на смятие
МПа,
где Т – крутящий момент, Н·м;
k – коэффициент учитывающий режим работы;
dn – диаметр пальцев, м;
l – длина пальцев, м;
z – число пальцев;
D – наружный диаметр муфты, м.
Условие выполняется.
9 ВЫБОР СМАЗКИ РЕДУКТОРА
В машиностроении для смазывания передач зубчатых колес широко применяется способ погружения зубчатых колес в ванну с жидким маслом, так называемая картерная смазка. Картерная смазка применяется при окружной скорости колес от 0,3 до 12,5 м/с.
В нашем случае окружная скорость зубчатых колес
v = π·d4·n3/60
v = π·0,2175·164/60 = 1,87
В цилиндрическом редукторе тихоходное колесо погружается на 1/3 радиуса, а быстроходное – на глубину до двух высот зубьев, но не менее 10 мм.
При окружной скорости u=6,55 м/с, по рекомендации литературы [4], принимаем:
- кинематическая вязкость масла – 59сСт;
- масло индустриальное И-50А;
- способ подвода смазки к зацеплению картерный.
Смазка подшипников качения будет осуществлятся масляным туманом (смесь
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.