Отдельные неисправности могут возникать и по причинам, не связанным с внешними воздействиями. Так, износ элементов болтовых соединений может быть вызван их недостаточной затяжкой при предшествующем ремонте; повышенный износ, трещины, царапины, вмятины, шелушение, раковины и отколы на кольцах, роликах подшипников качения, приводящих к их повышенному нагреву, а иногда и к заклиниванию – низким качеством сборки и смазки.
К наиболее характерным электрическим неисправностям тяговых двигателей могут быть отнесены пробои изоляции на корпус, излом медных жил с последующим обрывом проводов. Пробой изоляции обмоток может произойти от её недопустимого отсыревания и увлажнения, от сильного и длительного перегрева её при перегрузках и в результате естественного старения. К тем же результатам могут привести как частые перенапряжения, возникающее при внезапных обрывах цепи питания двигателей, и атмосферные перенапряжения, так и механические повреждения. К числу последних могут быть отнесены удары по изоляции обмоток, попадание металлической стружки под полюсные катушки, повреждение обмотки полюсов при ремонте.
Попавшая в двигатель влага проникает в поры и капилляры изоляции и ухудшает её диэлектрические свойства. Ухудшение свойств изоляции обмоток также наступает при вынужденном вводе электровоза с холодными тяговыми двигателями в тёплое помещение. В процессе эксплуатации двигателей, особенно в зимний период при резких колебаниях температуры, изоляция ТЭД становится более пористой и даже может местами расслаиваться. Проникшая в изоляцию влага может вызвать в слабом месте её пробой. Большая часть случаев пробоев изоляции наблюдается в местах соединения выводных кабелей с последним витком меди и на углах окна под посадку сердечника. На этих углах, с одной стороны, имеет место наивысшая напряжённость электрического поля, а с другой стороны, при посадке катушек на сердечники – наибольшая вероятность механического повреждения изоляции.
Замыкание внутри катушек менее опасно, чем в обмотке якоря. Например, при замыкании двух – трёх витков двигатель может работать без заметных повреждений. Такой двигатель будет иметь несколько повышенное искрение на коллекторе, а его колёсная пара будет чаще других боксовать. Этот объясняется уменьшением при замыкании количества витков катушки и ослаблением магнитного потока полюса с повреждённой катушкой.
Значительно сильнее скажется на ухудшении коммутации замыкание витков катушки дополнительного полюса, так как уменьшение количества витков нарушает взаимную компенсацию реактивной и коммутирующей э. д. с. Такое повреждение проявляется довольно сильным искрением под одной парой щёткодержателей и частым срабатыванием защиты.
Витковые замыкания полюсных катушек – сравнительно редкое явление [2].
2.2 Способы предупреждения
Профилактика и тщательный уход в эксплуатации. В целях предотвращения возможности отказов тяговых двигателей в эксплуатации и сокращения числа их неплановых ремонтов, вызванных неисправностями или повышенным износом элементов машин, необходимо принятие ряда профилактических мер, обеспечивающих своевременный и тщательный уход за двигателями в эксплуатации.
При приёмке э. п. с. локомотивные бригады должны регулярно следить за состоянием щёточного аппарата, подшипниковых узлов и т.д.
Необходимо своевременно заменять изношенные щётки, проверять и регулировать силу нажатия щёток на коллектор, подтягивать ослабшие крепления проводов, устранять неплотности прилегания крышек коллекторных люков и возможные утечки вентилирующего воздуха. Особенно важно при первой же возможности произвести осмотр ТЭД и устранить выявленные дефекты в случаях отключения защиты.
Регулировка защитной аппаратуры. Работа электрических машин в значительной мере зависит от правильности регулировки защитной аппаратуры, чёткости работы коммутационных аппаратов и аппаратов управления. Так, неисправная или плохо отрегулированная аппаратура защиты может не произвести своевременного отключения тяговых двигателей при возникновении в силовой цепи недопустимых перегрузок, что приведёт к появлению повышенного искрения на коллекторе.
Техническое состояние локомотива. Работа ТЭД зависит и от технического состояния локомотива в целом. Так, плохая работа песочниц затрудняет прекращение боксования, нарушенная герметичность воздухопроводов снижает эффективность вентиляции и приводит к превышению допустимой температуры нагрева тяговых двигателей.
Контроль показаний приборов. Чтобы возникшая, иногда мелкая, неисправность не привела к более тяжёлым последствиям, её необходимо своевременно устранить. Поэтому во время движения локомотивная бригада должна внимательно следить за показаниями измерительных и контрольных приборов, за сигнальными лампами, прислушиваться к звукам, издаваемым отдельными узлами, обращать внимание на посторонние запахи – всё это позволит своевременно выявить возникшую неисправность.
Рациональность режимов ведения поезда. Рабочие режимы тяговых двигателей во многом зависят от умения
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.