Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, страница 11

Предложение об удалении емкостей пункта экипировки от основных станционных сооружений и устройств требует определения для них по графику ф = f(Q,R) радиусов безопасности Rб, являющихся предельными расстояниями, ближе которых не должны размещаться емкости.

Вывод

Исследование устойчивости ИТК ОЖДТ и разработка инженерно-технических мероприятий по ее повышению осуществляется комиссиями по повышению устойчивости, создаваемыми на крупных объектах ж.-д. транспорта (сортировочные, грузовые, пассажирские, участковые станции).

Задача 6.2.

Определение безопасного размещения взрывоопасного источника ЧС

Исходные данные

В юго-западной части железнодорожной станции «К» на подъездном пути, примыкающем к грузовому парку Г-I предусматривается устройство места погрузки (выгрузки, налива, слива, хранения и т.п.) опасного груза. Вид и масса опасного груза приведены в таблице вариантов заданий.

Таблица 6.5

№ п/п

Вид взрывоопасного материала

Масса,

м

№ п/п

Вид взрывоопасного материала

Масса,

м

1

Взрывчатый материал

48

31

Жидкое топливо

122

Требуется исполнить

В целях принятия решения о месторасположении взрывоопасного источника ЧС и обеспечения безопасного функционирования элементов ИТК станции необходимо:

рассчитать значения избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны на различных расстояниях от источника взрыва (в соответствии с вариантом задания);

определить пределы устойчивости и радиусы безопасности (функционирования) элементов ИТК станции;

выбрать место безопасного расположения взрывоопасного источника ЧС.

Методика выполнения

1. Расчет значений избыточных давлений во фронте воздушной ударной волны ΔРф на различных расстояниях от источника взрыва.

Расчеты ведутся для заданных вида и массы взрывоопасного материала в соответствии с методикой, изложенной в §1 задачи 6.1. Для взрывчатых материалов (ВМ) и жидкого топлива (ЖТ) используется табл. 6.1, а для углеводородных газов (УВГ) – график (рис. 6.1)

Расчет фактических расстояний (Rфак) для заданной массы (Qфак) производится по формуле 6.2. (для ВМ и ЖТ), а для УВГ по графику (рис. 6.1). Результаты расчетов сводятся в табл. 6.6.

По данным табл. 6.6 строится график зависимости ΔРФ = f (Q,R). Методика и пример построения графика приведены на рис. 6.2.

2. Определение пределов устойчивости  и радиусов безопасности (функционирования) Rб элементов ИТК станции.

По схеме станции в районе предполагаемого размещения взрывоопасного объекта (южнее парков П-I и Г-I) выбираются элементы ИТК, которые могут оказаться в зоне воздействия воздушной ударной волны от источника взрыва (I главный путь, состав вагонов на нем, контактная сеть и линии связи вдоль I-го главного пути, путепровод, товарная и техническая конторы, электромастерские).

Для каждого выбранного элемента ИТК по прил. 6.1 определяется предел его устойчивости (нижняя граница ΔРф для средних разрушений), а по построенному графику  ΔРФ = f (Q,R) – радиус безопасности Rб.

Результаты расчетов сводятся в табл. 6.7. При этом каждому элементу ИТК присваивается номер в соответствии со схемой станции.

Таблица 6.7.

Пределы устойчивости и радиусы безопасности элементов ИТК станции в районе парков П-I и Г-I

№ п/п

Наименование элементов ИТК

Предел устойчивости элементов ИТК , кПа

Радиус безопасности Rб,

м

1

 Железнодорожный путь (№ 1)

150

220

2

Подвижной состав (Вагоны )

40

425

Контактная сеть

50

380

Здания многоэтажные

10

947

Здания малоэтажные

15

780

Значения Rб (табл. 6.7) являются минимально допустимыми удалениями элементов ИТК станции от взрывоопасного объекта, обеспечивающими их безопасное (устойчивое) функционирование в случае взрыва источника ЧС.

В любом случае в соответствии с требованиями безопасности к местам погрузки (выгрузки, хранения и т.д.) опасных грузов они должны быть удалены от основных элементов ИТК станции не менее чем на 125 метров.

3. Выбор места безопасного расположения взрывоопасного источника ЧС.

Данная задача решается на схеме станции после нанесения на нее границы зоны безопасности. Эта зона определяется путем нанесения на схему станции границ зон безопасности для каждого элемента ИТК (рис.6.7).

Границы зон безопасности точечных элементов (здания, сооружения, путепроводы, трансформаторные) представляют собой дуги, проведенные прерывистыми линиями по радиусам Rб из центра элементов ИТК в сторону предполагаемого места размещения источника ЧС.

Границы зон безопасности линейных элементов (ж.-д. путь, линия связи и контактная сеть, состав поезда, большие и средние мосты и. т.д.) представляют собой отрезки прямых прерывистых линий, проведенных параллельно каждому линейному элементу ИТК на соответствующем удалении Rб.

По крайним (наиболее удаленным), границам зон безопасности точечных и линейных элементов ИТК станции в сторону предусмотренного местоположения взрывоопасного объекта, обозначается (проводится цветной или более жирной прерывистой линией) общая граница зоны безопасного функционирования этих элементов (рис.6.7). Только за ее пределами может быть размещен взрывоопасный источник ЧС. Место его размещения также указывается на схеме станции (рис.6.7)

Рис. 6.7 Радиусы безопасного функционирования R6 и границы зоны сохранения устойчивости элементов ИТК

Вывод

При наличии других объектов, расположенных вблизи станции, место размещения заданного источника ЧС необходимо  определять также с учетом их расположения.

Выбранное место размещения взрывоопасного источника ЧС должно быть согласовано с местными органами власти и с районным управлением МЧС.