Технико-экономическое обоснование реконструкции моста Александра Невского через реку Неву в Санкт-Петербурге, страница 3

Положение оси мостового перехода между Большеохтинским и Володарским мостами было предусмотрено задолго до начала его строительства проектом планировки Невского правобережного района. Трасса мостового перехода соединяет Невский и Заневский проспекты, расположенные соответственно на левом и правом берегах, в единую магистраль, образуя главную автотранспортную связь разобщенных рекой Центрального и Красногвардейского районов.

С постройкой разводного моста А. Невского через р. Неву район крупного жилищного строительства, развернувшегося на Малой Охте и на правом берегу Невы, получил прямую и наиболее короткую связь с центральной частью города.

Подмостовое пространство русловой части служит для речной навигации и пропуска судов типа «река-море», развязки в разных уровнях на подходах к мосту обеспечивают непрерывное движение интенсивных транспортных потоков по набережным.


Мост Александра Невского относится к самым загруженным в Санкт-Петербурге, интенсивность движения по нему  составляет 90 - 95 тыс. автомобилей в сутки, в том числе 65 – 70 тыс. легковых, 15 – 20 тыс. грузовых автомобилей.

В перспективе на 2010 год транспортные потоки через мост Александра Невского составят 120 – 130 тыс. автомобилей в сутки, в том числе 95-100 тыс. легковых, 20 – 25 тыс. грузовых автомобилей.

Мост Александра Невского через реку Неву построен в 1967 г. по проекту Лентрансмостпроекта (в настоящее время ОАО “Трансмост”). Эксплуатацию сооружения осуществляет Мостотрест (ранее Ленмостотрест). Мост запроектирован под нагрузки: автомобильная - по схеме Н-18 (шесть полос); трамвайная - по схеме Т-13 (два пути); гусеничная  - по схеме НГ-60; колесная - по схеме НК-80, тяжелую одиночную специальную нагрузки в виде трейлера из модулей ЧМЗАП-8389 с полезным грузом весом 180 т. Ширина мостового полотна между перилами составляет 35 м, включая проезжую часть для автотранспорта 22,72м, трамвайное полотно 6,28м и два тротуара по 2,7 м.

Продольная схема пролетов моста без эстакадной части в погонных метрах:

49,8 + 109.8 + 126.0 + 57.0 (разводной пролет) + 126.0 + 109.8 + 49,8.

Основная стационарная часть пролетных строений представляет собой рамно-консольные, симметрично расположенные относительно разводного пролета системы из железобетона, предварительно-напряженного продольными канатами  высокопрочной арматуры, расположенными в каналах под проезжей частью. Разводной пролет выполнен в виде двукрылой раскрывающейся стальной конструкции.

Мостовой переход включает в себя следующие основные элементы:

собственно мост (в границах между устоями), состоящий из разводного пролета и двух стационарных пролетных строений;

левобережный и правобережный пандусы, состоящие из железобетонных эстакад и вертикальных наружных стен, в пространстве между которыми устроены гаражи.

Целью реконструкции моста Александра Невского является повышение долговечности и эксплуатационной надежности конструкций, обеспечение требуемого уровня безопасности и удобства движения на важнейшем транспортном сооружении города, обеспечивающем внутригородские и транзитные транспортные связи.

Срок проведения работ по реконструкции – 1999 –2001 гг.

4.  Основные проектные решения

В материалах ранее разработанного ТЭО рассмотрено несколько стратегий воспроизводства сооружения и в качестве рекомендуемого был выбран вариант, обеспечивающий расчетный срок эксплуатации 10-12 лет. Причем прогнозируемый срок службы сооружения в целом определился остаточным ресурсом стационарных пролетных строений.

Необходимость корректировки ранее разработанного в 1996-1997гг ТЭО реконструкции моста вызвана рядом причин, а именно:

Необходимостью пересмотра концепции восстановления объекта со сроком службы 10-12 лет на решения, гарантирующие остаточный ресурс не менее 30 лет в соответствии с требованиями СПб ГУП «Мостотрест»

Выводами проведенных после утверждения ТЭО обследовательских работ и результатами полной оценки напряженно-деформированнного состояния конструкций стационарных пролетов, пандусов и разводного пролета.

В результате анализа всех мероприятий, необходимых для обеспечения требуемого срока службы сооружения, была откорректирована концепция восстановления объекта и соответственно внесены изменения в комплекс проводимых работ и их объемы.

4.1 Стационарные пролеты

В основу проектных решений по реконструкции моста ранее разработанного  ОАО «Трансмост» ТЭО легли материалы обследований, выполненных с начала эксплуатации моста по 1996год.

Однако, как сказано в материалах «Сводного отчета по обследовательским работам» -1350 НИРЖ, «их объем и содержание недостаточны для принятия решения о возможности, целесообразности и эффективности выполнения ремонта стационарных пролетных строений моста в целом и для выбора оптимального варианта их реконструкции». Ввиду этого, со времени утверждения ТЭО был выполнен комплекс обследований и расчетов пролетных строений, позволяющих оценить реальное физическое и напряженно-деформированное состояние сооружения в настоящее время и определить целесообразность и эффективность реализации конструктивно-технологических решений по усилению пролетных строений.

Для решения этих задач и повышения надежности получаемых результатов исследований параллельно использовались методы, взаимно дополняющие и контролирующие друг друга, для чего к работе были привлечены известные инженерные и научные организации. Результатом работы явилась концепция  усиления главных балок стационарных пролетов, в основу которой положены следующие принципы: