Однако, чтобы не перегружать обследование большим количеством наглядных пособий, проверка сформированности разных компонентов устной речи проходила на одном речевом материале с использованием одних и тех же средств наглядности.
В ходе обследования использовались игровые приемы, стимулирующие деятельность детей. Однако мы не стали строить все обследование на основе развернутого игрового сюжета, поскольку он мог «трансформировать задачу обследования и придать своеобразный характер направленности мышления ребенка».
Инструкция к выполнению заданий давалась детям устно. Они были разбиты на 2-3 коротких предложения, объем каждого из которых не превышал 7-8 слов. Ответы на задания дошкольники должны были дать в устной форме или в форме практических действий. Все ответы детей фиксировались письменно в протоколах обследования. В них также отмечались особенности выполнения ребенком задания:
· понимание инструкции, ориентировка в нем;
· активность, самостоятельность ребенка;
· развернутость, правильность, полнота выполнения заданий;
· целенаправленность действий, их вербализация, использование материальных опор и помощи, возможность переноса усвоенного материала на аналогичные виды деятельности.
Основная группа.
1) Б. Никита 5лет (стертая дизартрия (ОНР III)
Полная семья. Ребенок 2-й беременности. Протекала беременность - токсикоз II половины беременности. Родился в срок, роды затяжные. Начал держать голову – N. Переворачиваться – N. Сидит – с 9 мес. Стоит с помощью опоры – с 12мес. Ходит - с 15 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Гуление – N. Лепет – N. Первые слова – N. Первая фраза – после 3-х лет. Темп речевого развития – замедленный.
2) Б. Дима 4года (моторная алалия (ОНР II)
Полная семья. От первой беременности. Протекала беременность - токсикоз I половины беременности. Протекали роды – родился на 36 нед. Начал держать голову – в 4 мес. Переворачивается – с 6 мес. Сидит – с 10 мес. Стоит с помощью опоры – с 14мес. Ходит - с 16 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Первые слова – в 3года. Первая фраза – 3года 8мес. Темп речевого развития – замедленный
3) Г. Артем 5лет (моторная алалия (ОНР III)
Полная семья. От второй беременности. Протекала беременность – мама переболела гриппом в 1-ом триместре беременности. Протекали роды – родился в срок, родовая травма. Начал держать голову – с 3 мес. Переворачивается – с 5 мес. Сидит – с 8 мес. Стоит с помощью опоры – с 11мес. Ходит - с13 мес. Комплекс оживления – в 3 мес. Узнавание близких – N. Реакция на посторонних – 10 мес. Первые слова – после 3 лет. Первая фраза – после 4-х лет. Темп речевого развития - замедленный
4) К. Давид 5лет (моторная алалия (ОНР III)
Семья неполная (с мамой). От третей беременности. Протекала беременность – резус-конфликт. Протекали роды – родился в срок. Начал держать голову – 3 мес. Переворачивается – N. Сидит – с 7 мес. Стоит с помощью опоры – с 9 мес. Ходит - с 14 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Первые слова – в 2 года 8 мес. Первая фраза – в 3 года 5 мес. Темп речевого развития - замедленный
5) К. Юля 5лет (стертая дизартрия (ОНР III))
Полная семья. Первая беременность. Протекала беременность - токсикоз II половины беременности. Протекали роды – родилась в 38 нед. Начала держать голову – N. Переворачиваться – N. Сидеть – с 7 мес. Стоять с помощью опоры – с 8 мес. Ходить - с 13 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Гуление – N. Лепет – N. Первые слова – N. Первая фраза – после 3-х лет. Темп речевого развития - замедленный
6) Л. Семен 4года (моторная алалия (ОНР II)
Семья полная. Беременность – вторая. Протекала беременность – угроза выкидыша с 2 мес беременности (соматически больная мама). Протекали роды – кесарево. Начал держать голову – 4мес. Переворачиваться – 6 мес. Сидеть – с 8 мес. Стоять с помощью опоры – с 10 мес. Ходить - с 14 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Первые слова – после 3-х лет. Первая фраза – после 3,5 лет. Темп речевого развития - замедленный
7) М. Марат 5лет (псевдобульбарная дизартрия (ОНР III)
Семья- полная. От второй беременности. Протекала беременность – хорошо. Протекали роды – родился в 38 нед. Начал держать голову – 3 мес. Переворачиваться – 5 мес. Сидеть – с 7 мес. Стоять с помощью опоры – с 9 мес. Ходить - с 13 мес. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Первая фраза – после 3-х лет. Темп речевого развития – замедленный.
8) М. Максим 5лет (стертая дизартрия (ОНР III)
Семья полная. От первой беременности. Протекала беременность - токсикоз II половины беременности. Протекали роды – родился в срок, роды затяжные. Начал держать голову – N. Переворачиваться – N. Сидеть – N. Стоять с помощью опоры – N. Ходить – N. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Гуление – N. Лепет – N. Первые слова – N. Первая фраза – c 2,5 лет. Темп речевого развития – замедленный.
9) Ф. Алеша 4года (стертая дизартрия (ОНР III))
Семья – полная. От второй беременности. Протекала беременность - токсикоз II половины беременности. Протекали роды – кесарево. Начал держать голову – N. Переворачиваться – N. Сидеть – N. Стоять с помощью опоры – N. Ходить – N. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Гуление – N. Лепет – N. Первые слова – N. Первая фраза – после 3-х лет. Темп речевого развития – замедленный.
10) Ш. Лиза 5лет (экстрапирамидная дизартрия (ОНР III)
Семья – неполная (мама). От первой беременности. Протекала беременность - токсикоз всю беременность. Протекали роды – родилась в срок, роды затяжные. Начала держать голову – N. Переворачиваться – N. Сидеть – N. Стоять с помощью опоры – N. Ходить – N. Комплекс оживления – N. Узнавание близких –N. Реакция на посторонних – N. Первые слова – N. Первая фраза – после 3-х лет. Темп речевого развития – замедленный.
Для группы сравнения (Т. Карина, 5 лет, И. Ярослав, 5 лет, Ж. Света, 5 лет, А. Кирилл, 4 года, О. Анна, 5 лет) были отобраны дети из полных семей с нормой в анамнезе и развитии.
Хочется отметить, что у матерей детей логопедической группы чаще встречалось неблагоприятное протекание беременности и родов. В группе же сравнения неблагоприятное протекание беременности и родов не встречалось.
По результатам обследования давалась качественная и количественная оценка. Качественная представляла собой выявление, анализ и подробное описание особенностей выполнения ребенком каждого задания. Она легла в основу количественного анализа результатов обследования: выявленные особенности ответов детей учитывались при начислении баллов за каждое задание, т. е. получали свою количественную интерпретацию.
Обследование проводилось на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей и др.
В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью изучаются различные психические процессы.
Для обследования испытуемых детей мы использовали речевую карту Филичевой Т. Б и дополнили ее некоторыми элементами из речевой карты Смирновой И. А. Из карт были взяты разделы: общая и мелкая моторика, навыки самообслуживания, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы, обследование процесса внимания, обследование процесса восприятия, обследование процесса памяти, обследование процесса мышления, что обусловлено целью нашего исследования (исследование типологических особенностей детей с ОНР). Все описанные ниже методики были взяты из разных источников, но основная их часть из энциклопедии методов психолого – педагогической диагностики и экспресс-диагностика в детском саду [20, 25].
Диагностика типологических особенностей детей с ОНР.
I. Моторная сфера
1. Особенности общей моторики
Процедура проведения: логопед показывает движения и предлагает их повторить.
1) Пройтись по комнате (Хорошая осанка; свободные движения рук от плеча со сгибанием в локтях; шаг энергичный, ритмичный, стабильный; выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стоп; активное сгибание и разгибание ног в коленных суставах (амплитуда не большая)).
2) Пройти по ровной линии.
3) Пробежаться (медленно) (Туловище почти вертикально; устойчивая ритмичность движений; движение полусогнутых рук свободное, кисти рук расслаблены; сгибание ног с небольшой амплитудой, шаг короткий с постановкой ноги на пятку).
4) Постоять на левой, правой ноге (4 года – 4-8 секунд, 5 лет норме
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.