Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у детей.
Интерес к обозначенной проблеме обусловлен не только тем, что связная речь играет важную роль в социальной жизни человека, но и связан с заметным увеличением числа лиц с системными нарушениями речи, стойкими трудностями коммуникативного поведения в целом.
Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Проблему изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали такие авторы как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Е.М. Мастюкова, С.А.Миронова, Н.А. Никашина, Т.А.Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и многие другие.
Так, С.А. Миронова раскрывает содержание и методы работы по развитию прямой речи. Н.А. Никашина раскрывает цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей. В.К. Воробьевой разработана методика поэтапного формирования умений и навыков связной речи с использованием картинно-графического плана. Т.А. Ткаченко предлагается формирование навыков описательного рассказа с использованием моделей и схем. Обучение творческому рассказыванию нашло отражение в работах В.П. Глухова, Т.А. Сидорчук. А.В. Ястребова излагает методы коррекционно-развивающего обучения связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы, формирующие полноценную речевую деятельность.
Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном дошкольном образовательном учреждении осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. Однако, очевидна и необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Цель: изучение нарушений связного высказывания у дошкольников с ОНР.
Объект исследования: процесс развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования – особенности состояния связного высказывания у дошкольников с ОНР.
Гипотеза: характеризующийся общими и специфическими особенностями процесс развития связных высказываний будет протекать более полноценно при условии комплексного подхода в коррекции связной речи у дошкольников с ОНР как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных коррекционных занятиях.
Исходя из общей целевой установки, перед исследованием поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушений связного высказывания дошкольников с ОНР.
2. Экспериментальное выявление особенностей развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
3. Организация и проведение формирующего этапа исследования, направленного на преодоление нарушений связного высказывания дошкольников с ОНР.
4. Изучение динамики развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня.
Практическая значимость заключена в апробировании на практике последовательности формирования связности высказываний у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Психолого-педагогический эксперимент.
3. Качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, снабжена приложениями.
Во введении обозначена актуальность проблемы нарушений связных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.