Министерство образования РФ
Саратовский государственный технический университет
Балаковский институт техники, технологии и управления
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине
Технические средства автоматики и управления
Тема: “РАСЧЁТ ПРИВОДА ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ”
Выполнил
ст. гр. УИТ-33
Принял
___________
«____» _____________2005г.
2005
Содержание
Задание
1. Кинематический расчет привода с выбором электродвигателя по ГОСТ 4
2. Выбор муфты по ГОСТ и расчет на прочность 6
3. Расчет клиноременной передачи 8
4. Расчёт зубчатых колес редуктора 10
5. Конструктивные размеры ведущего шкива 15
6. Конструктивные размеры ведомого колеса 15
Список используемой литературы
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 88:
Задание:
- Провести силовой расчет привода с выбором электродвигателя по ГОСТ.
- Подобрать по ГОСТ и проверить на прочность муфту соеденяющую вал электо двигателя с передаточным механизмом.
- Рассчитать быстроходную и тихоходную ступени привода.
Дано:
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ПРИВОДА С ВЫБОРОМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПО ГОСТ
2.1 Определим требуемую мощность электродвигателя:
, где - требуемая мощность электродвигателя,
- мощность на 4-ом валу привода ;
- КПД всех передаточных механизмов, входящих в привод.
Найдем общий КПД по формуле:
где – КПД клиноременной передачи ;
– КПД зубчатой цилиндрической закрытой передачи ;
– КПД двух подшипников качения ,
[1, т.5.4];
.
Тогда требуемая мощность электродвигателя:
2.2 По требуемой мощности подбираем по ГОСТ электродвигатель так, чтобы выполнялось условие:
где - требуемая мощность электродвигателя ;
- мощность двигателя,
Тогда – мощность двигателя;
4А160S6 – тип двигателя;
- число оборотов двигателя,
– скольжение,
- диаметр вала двигателя ???
Принимаем: – мощность на ведущем валу привода .
2.3 Передаточные числа привода:
- общее передаточное число;
- угловая скорость вращения ведущего вала привода,
;
Тогда
Разобьём передаточное отношение по ступеням привода:
где - передаточное отношение клиноременной передачи,
- передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи
2.4 Рассчитаем мощность на каждом валу привода:
Мощность на ведущем валу привода:
Мощность на промежуточном валу привода:
,
Мощность на ведомом валу привода:
,
2.5 Определим угловые скорости и частота вращения каждого вала привода:
Для ведущего вала привода: угловая скорость:
число оборотов:
Для промежуточного вала привода:
угловая скорость: , где - угловая скорость на первом валу;
– передаточное отношение клиноременной передачи.
;
число оборотов: , где - число оборотов на первом валу;
– передаточное отношение клиноременной передачи.
Для ведомого вала привода:
угловая скорость: , где - угловая скорость на промежуточном валу ;
- передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи .
;
число оборотов: , где - число оборотов на промежуточном валу ;
- передаточное отношение цилиндрической закрытой передачи.
Рассчитаем крутящий момент на каждом валу привода:
Для ведущего вала , где –мощность на первом валу ;
- угловая скорость на первом валу .
Для промежуточного вала , где - мощность на промежуточном валу ;
- угловая скорость на промежуточном валу .
Для ведомого вала , где - мощность на третьем валу ;
- угловая скорость на третьем валу .
2ВЫБОР МУФТЫ ПО ГОСТ И РАСЧЕТ НА ПРОЧНОСТЬ
3.1 Подбор муфты.
Муфты подбирают по ГОСТ по диаметрам соединяемых валов и расчетному крутящему моменту.
- диаметр вала электродвигателя .
Определим расчётный крутящий момент по формуле:
, где - коэффициент режима работы цепного конвейера ,
– крутящий момент на первом валу ;
По расчетному крутящему моменту и диаметру вала двигателя подберем параметры втулочной муфты по ГОСТ:
- диаметр муфты,
- длина муфты,
3.2 Рассчитаем на прочность муфту.
Втулочная муфта рассчитывается на прочность при кручении.
, где – допускаемое напряжение кручения .
- напряжение кручения,
- расчётный крутящий момент,
- полярный момент сопротивления,
где - диаметр вала электродвигателя
- диаметр муфты
Условие прочности выполняется.
3.3 Рассчитаем на прочность соединение муфты с валом.
Шлицевое соеденение проверяется на смятие:
, где - допускаемое напряжение смятия .
, где - высота зуба;
- длина шлицевого соеденения;
- количество зубьев;
- коэффициент неравномерности распределения нагрузки по шлицам.
где - расчётный крутящий момент,
- средний диаметр шлицевого соеденения,
Условие прочности выполняется.
3 РАСЧЕТ КЛИНОРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ [стр. 120. 2]
Исходные данные для расчета:
Передаваемая мощность
Частота вращения ведущего (меньшего) шкива
Частота вращения ведомого (большего) шкива
Передаточное отношение
Возможная пусковая перегрузка до
Работа односменная.
Решение:
Выбираем Сечение Б.
Масса 1кг этого ремня .
Передаточное число передачи:
Для Сечения Б при минимальном диаметре ведущего шкива
и передаточном числе и частоте вращения
.
Диаметр ведомого шкива (без учета проскальзывания):
Уточняем передаточное число:
Расчетная длина ремня:
где - межосевое расстояние .
Из стандартного ряда предпочтительных расчетных длин выбираем
.
Окончательное межосевое расстояние по формуле:
, где
Угол обхвата по формуле:
где - диаметр ведущего шкива
- диаметр ведомого шкива
- межосевое расстояние
Скорость ремня по формуле:
где - диаметр ведущего шкива
- частота вращения ведущего шкива
что находится в пределах соответствующих данным табл. 7.4 при которых определялось
Мощность передачи с одним ремнем по формуле:
где
- коэффициент из табл. 7.9
- коэффициент из табл. 7.10
- коэффициент для легкого режима работы из табл. 7.11
Приняв предварительно, что в комплекте будет 4 ремня, из табл. 7.13 найдем коэффициент
Число ремней в комплекте по формуле 7.4:
где - мощность передачи с одним ремнем
Принимаем
Сила предварительного натяжения одного ремня по формуле 7.9:
где - число ремней в комплекте
- коэффициент учитывающий влияние центробежных сил
- скорость ремня
Нагрузка на валы передачи по формуле 7.8:
где - угол обхвата
Нормативный ресурс ремней при легком режиме работы определим по формуле 7.5:
где - коэффициент режима работы, для легкого режима
- средний ресурс ремней в эксплуатации, для среднего режима работы
4 РАСЧЕТ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС РЕДУКТОРА [ cтр. 181. 2]
Выбираем материалы для зубчатых колес. Материал шестерни - сталь 40СХ улучшенная, твердостью 295 НВ, материал колеса – сталь 40СХ нормализованная, твердостью 250 НВ.
Допускаемое контактное напряжение для косозубых колес указанных материалов
[σн] = 410 МПа.
Коэффициент ширины венца:
Мощность на валу барабана:
Вращающий момент вала: Т2=292,44 Нм
4.1. Суммарное число циклов перемен напряжений для зубчатого колеса при продолжительности работы 14ч. (работа в 2 смены) в течении 300 рабочих дней в году:
где - число оборотов
- продолжительность службы за 6 лет
Для колеса и шестерни
4.2. Пределы контактной выносливости по табл. 9.8 для шестерни и колеса:
4.3. Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:
где - коэффициент долговечности
- коэффициент безопасности для колес, прошедших улучшение и нормализацию
Для шестерни:
Для колеса:
Условное допускаемое напряжение:
При этом выполняется требование:
Окончательно принимаем
4.4. Допускаемое напряжение при изгибе рассчитывается по формуле 9.15. По таблице 9.8 для шестерни и колеса:
где - коэффициент долговечности при твердости менее 350 НВ
- коэффициент учитывающий влияние односторонней нагрузки
- коэффициент безопасности
4.5. Вращающие моменты на шестерни и на колесе при:
4.6.
4.7. Межосевое расстояние рассчитывается по формуле:
где - числовой коэффициент для косозубой передачи ;
- числовой коэффициент для косозубой передачи по таблице 9.11.
Принимаем мм.
4.8. Задается числом зубьев шестерни .
4.9. Тогда число зубьев колеса .
4.10. Назначаем предварительно угол наклона зубьев:
, при этом: .
4.11. Нормальный модуль:
.
Принимаем по СТ СЭВ 310-76 (см. табл. 9.1) ближайший нормальный модуль .
4.12. Определяем окончательно угол наклона зубьев:
,
.
4.13. Основные размеры шестерни и колеса:
,
.
Рабочая ширина колеса:
мм, ширина шестерни:
мм.
4.14. Выполняем проверочный расчет на усталость по контактным напряжениям по функции (9.42):
(9.42), где - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес;
- безразмерный коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев; после преобразования получаем:
- безразмерный коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий.
Для косозубых , при:
Для косозубых:
;
где - коэффициент торцевого перекрытия.
,
Коэффициент , где - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.
Для косозубой передачи определяется по табл. 9.12 в зависимости от скорости и степени точности по нормам плавности работы.
,
.
-коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца.
- коэффициент, учитывающий динамику нагрузки в зацеплении при расчете на контактную прочность поверхностей зубьев.
- особой точности не требуется.
,
, т.е. меньше, чем .
Прочность обеспечена.
4.15. Выполняем проверочный расчет на усталость при изгибе по функциям
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.