определения приведенного сопротивления состава необходимо установить форму счала и способ (метод) вождения состава. Типовая форма состава устанавливается для движения «вниз» (по течению реки) и для движения «вверх» (против течения реки). При этом нужно обеспечить наилучшую обтекаемость и управляемость состава.
Обычный способ вождения составов - метод толкания. Буксировка на тросе применяется при работе на участках рек с малыми радиусами судового хода, и когда буксирные суда не оборудованы упорами для толкания, как в нашем конкретном случае. Наилучшая обтекаемость (наименьшее сопротивление) достигается при учалке барж в «кильватер» (рисунок 2). Такая форма счала обычно применяется при движении состава против течения. В этом случае форму счала можно отобразить формулой: 1+1+Т, 1+1+1+Т. При большем количестве барж состав формируется в 2 или 3 нитки, Т.е. форма счала: 2+2+Т, 2+2+2+Т,3+3+Т и т.п.
При движении вниз формируют более компактные составы с целью обеспечения достаточной управляемости при прохождении участков с малыми радиусами закругления.
Обычно применяют пыжевую (рисунок 3) форму счала: 2+ Т, 3+ Т. Возможны другие формы счала: «бочонок» -1+2+1+T, «безмен» -1+1+2+Т.
Инструкция по нормированию габаритов судов и толкаемых составов рекомендует формировать жесткие составы длиной (включая габаритную длину буксира) в 3,5 раза менее радиуса закругления судового хода при движении вниз и 2 раза менее радиуса закругления судового хода при движении вверх, ширина состава не должна превышать 1/3 ширины судового хода.
Участок водного пути |
Габариты судового хода |
Средние |
|||
Гарантированная глубина, м |
Ширина, м |
Радиус закругления, м |
Потери скорости, км/ч |
Приращения скорости, км/ч |
|
Красноярск - Лесосибирск |
2,85 |
70 |
500 |
6,3 |
7,4 |
Лесосибирск – устье р. П. Тунгуска |
3,15 |
70 |
500 |
5,3 |
6,3 |
устье р. П. Тунгуска - Игарка |
3,5 |
150 |
500 |
3,1 |
4,2 |
Из условия задачи длина состава, сформированного для движения вниз, должна быть в 3,5 раза менее радиуса закругления судового хода на предстоящем маршруте, а для движения вверх – в два раза менее радиуса закругления судового хода.
При формировании состава в «кильватер» длина состава складывается:
· длина буксировщика = 31,42 м,
· суммированная длина двух барж = 77,6 + 77,6 = 155,2
· соединительный трос между баржами, около 10 м,
31,5 + 155,2 + 10 = 196,7м, следовательно, для движения вниз состав должен быть сформирован «пыжом», а для движения вверх может быть сформирован в «кильватер» при условии вытравливания буксира не более 50 метров.
Рисунок 2. Схема состава для движения вверх «Б+1+1».
Рисунок 3. Схема состава для движения вниз «Б+2».
В дальнейших расчетах нашего проекта принимаем для движения состава вверх только схему «Б+1+1», а для движения вниз, только схему «Б+2».
3.2.5. Расчет скорости состава
На данном этапе рассчитывается скорость движения типового состава с установленной нормой нагрузки и порожнем.
В первую очередь необходимо определить приведенное сопротивление :
; кгс·с2/м2
Где:
ксч- коэффициент счала состава;
Rэ - приведенное сопротивление движению несамоходного судна при заданной норме загрузки или порожнем, кг.с.с2/м2.
Порожнем «1+1+Б» = 370,36; кгс·с2/м2.
Порожнем «2+Б» = 425,58; кгс·с2/м2.
При загрузке несамоходных судов на осадку, менее регистровой:
С грузом вверх «1+1+Б»; кгс·с2/м2.
С грузом вниз «2+Б»= 557,05 ; кгс·с2/м2.
При загрузке несамоходных судов на регистровую осадку:
С грузом вверх «1+1+Б» 542,8 ; кгс·с2/м2.
С грузом вниз «2+Б»= 619,5 ; кгс·с2/м2.
Скорость движения состава на буксире можно определить по формуле:
,км/ч
Скорость движения состава на буксире, груженого на осадку, менее регистровой:
С грузом «1+1+Б», относительно воды:
С грузом «2+Б», относительно воды:
Скорость движения порожнего буксируемого состава
Порожнем «1+1+Б» , относительно воды:
Порожнем «2+Б», относительно воды:
Техническая скорость движения состава определяется по формуле:
, км/ч
Где:
Vэ- скорость судна относительно воды с эксплуатационной загрузкой;
wвв(вн) - потеря(приращение) скорости движения относительно течения реки.
Для движения вниз по течению на участке Красноярск - Лесосибирск
Приращения скорости = 7,4км/ч;
на осадку, менее регистровой:
«1+1+Б»: ;
«2+Б»:
порожнем:
«1+1+Б»: ;
«2+Б»: ;
Для движения вверх по течению на участке Красноярск - Лесосибирск
Потери скорости = 6,3км/ч;
на осадку, менее регистровой:
«1+1+Б»: ;
«2+Б»:
порожнем:
«1+1+Б»: ;
«2+Б»: ;
Для движения вниз по течению на участке Лесосибирск – устье реки Подкаменная Тунгуска
Приращения скорости = 6,3 км/ч;
на осадку, менее регистровой:
«1+1+Б»: ;
«2+Б»:
порожнем:
«1+1+Б»: ;
«2+Б»: ;
Для движения вверх по течению на участке Лесосибирск – устье реки Подкаменная Тунгуска
Потери скорости = 5 ,3км/ч;
на осадку, менее регистровой:
«1+1+Б»: ;
«2+Б»:
порожнем:
«1+1+Б»: ;
«2+Б»: ;
Для движения вниз по течению на участке устье реки Подкаменная
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.