БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Тема:
«Оценка устойчивости элементов строительной площадки к воздействию взрыва горюче-воздушной смеси (ГВС) и разработка предложений по ее повышению»
Исходные данные
На удалении 575 м от центра реконструируемого моста на пересечении Херсонского переулка и Синопской набережной расположена АЗС с массой хранимого топлива 200 т.
Необходимо:
1) дать характеристику очага взрыва;
2) определить степень разрушения элементов объекта при взрыве ВВ;
3) разработать предложения по повышению устойчивости объекта.
Уяснение поставленной задачи.
Возможное техническое состояние элементов строительной площадки ( в случае возникновения ЧС на взрывоопасных объектах ) зависит от их физической устойчивости и расчетных параметров ударной волны, воздействующей на эти элементы.
Основными расчетными параметрами ударной волны, определяющими ее поражающее действие, являются:
- избыточное давление во фронте ударной волны DРф (кПа, кг/см2), вызывающее разрушающее действие;
- величина скоростного напора (динамическая нагрузка) DРск (кПа, кг/см2), обладающего метательным действием и вызывающим смещение, опрокидывание и отброс элементов строительной площадки.
Между указанными параметрами существует зависимость:
|
DРск=2,5
DРф+720
Для сравнительной оценки устойчивости различных элементов строительной площадки используется единый показатель DРф .
Таким образом, для выполнения задачи необходимо определить DРф(DРск) в районе каждого элемента строительной площадки и сравнить эти параметры с предельными значениями DРф , вызывающими слабые, средние и сильные разрушения строительной площадки.
Характеристика возможных взрывов и построение графиков изменения DРф на различном удалении R от источников ЧС .
При разрушении емкостей с жидким топливом взрывается не само топливо, а горюче-воздушная смесь (ГВС), т.е. пары топлива, скапливающиеся в свободном объеме между верхней поверхностью жидкости и крышкой резервуара.
Взрыв ГВС представляет собой ее химическое превращение в результате нарушения внутримолекулярных связей. Это превращение протекает чрезвычайно быстро с образованием большого количества сильно нагретых газообразных продуктов взрыва.
При взрыве горюче-воздушной смеси образуются III зоны :
Зона I , бризантного действия в пределах облака ГВС с примерно одинаковым избыточным давлением в пределах 17 кгс/см2 , радиус зоны R1 зависит от массы продукта Q, и составляет при Q=100т R1=90м;
Зона II действия продуктов взрыва, где избыточное давление постепенно падает и на границе составляет примерно 3 кгс/см2, радиус действия продуктов взрыва R2 в среднем в 1,7 раза больше радиуса первой зоны, т.е. R2=1,7R1=153м;
Зона III действия воздушной ударной волны.
В I и II зонах все наземные здания и сооружения разрушаются полностью.
Когда прекращается расширение продуктов взрыва, ударная волна отрывается от них и продолжает двигаться самостоятельно. В некотором пространстве, лежащем за фронтом ударной волны, образуется зона разряжения, в которую устремляется воздух. Это обстоятельство приводит к тому, что в ряде случаев падение разрушенных ударной волной предметов происходит в направлении, противоположном направлению движения фронта ударной волны.
Таким образом, при взрыве ГВС наибольшее практическое значение имеет знание характера DРф в зоне действия воздушной ударной волны.
Графики D Рф = f (R) в этой зоне можно построить, используя табличные значения спада DРф .для массы взрывоопасных веществ Qтабл равной 1000 т. [ 23 ] . Так как Qтабл = 1000 т и не равна заданным значениям массы , для построения графиков используется закон подобия взрывов.
Задавая значения D Рф -300,200,100,50,30,20,10 кПа, по закону подобия определяют расстояния Rz для заданной массы взрыва.
Rтабл /Rx = 3Ö Qтабл / 3Ö Qзад ;
Rx = Rтабл / 3Ö Qтабл / Qзад .
Где Rтабл –табличное значение для Qтабл =1000 т. Результаты расчетов заносятся в табл.1.
Табл.1.
Расстоя-ние от источника |
Значения D Рф, кПа |
||||||
ЧС,м |
300 |
200 |
100 |
50 |
30 |
20 |
10 |
R ГВС 1000 |
320 |
380 |
520 |
760 |
1040 |
1340 |
1920 |
R ГВС 200 |
187 |
222 |
304 |
444 |
608 |
784 |
1123 |
График зависимости избыточного давления от расстояния приводится ниже.
Анализ устойчивости объекта.
Предел устойчивости каждого элемента строительной площадки зависит от свойств этого элемента ( конструкции, материала, массы, размеров, конфигурации и т.п.) и характеризуется предельным значением D Рф , при превышении которого происходит среднее разрушение, не допускающее использования элемента без его восстановления.
Каждому пределу устойчивости элементов строительной площадки соответствует свой радиус функционирования R ф. За пределами R ф сохраняется устойчивость элемента строительной площадки, а следовательно, и возможность его дальнейшего использования. Rф определяется по графику зависимости D Рф = f ( R ).
Для элементов, быстро обтекаемых ударной волной ( машины, краны на автомобильном ходу и т.д. ) наибольшую опасность представляет скоростной напор воздуха, способный сдвигать, опрокидывать, и отбрасывать эти элементы. Принято, что смещение вызывает слабое, а опрокидывание – среднее разрушение.
Результаты анализа устойчивости элементов строительной площадки оформлены в виде табл. 2. ( Значения взяты из [ 24 ] ).
Табл.2.
Расстояние от источника ЧС |
Предельные значения D Рф, кПа ,при превышении которых наступают разрушения |
Предел устойчивости элементов |
||
м |
слабые |
средние |
сильные |
кПа |
Мост ж.б. с пр.стр. длинной 20-25м |
50 |
100 |
200 |
100 |
Мост с пр. стр. до 100 м и более |
40 |
60 |
100 |
60 |
Воздушные линии связи, контактная сеть |
20 |
50 |
70 |
50 |
Бытовые помещения |
10 |
30 |
40 |
30 |
Дорога с твердым покрытием |
120 |
300 |
1000 |
300 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.