3.1. Расчет сталежелезобетонного пролетного строения
Расчет сталежелезобетонных балок производится в соответствии с их статической схемой, конструкцией и последовательностью монтажа на невыгодные сочетания возможных нагрузок и воздействий с соответствующими коэффициентами.
3.1.1. Расчет железобетонной плиты проезжей части
Железобетонная плита проезжей части рассчитывается поперек оси пролетного строения на прочность и трещиностойкость, как плита балластного корыта железобетонных пролетных строений.
Определение расчетных усилий
Нормативные постоянные нагрузки определяются:
- от веса дорожной одежды рпокр.= кПа;
- от собственного веса плиты рпл=кПа,
где hпокр=0,16 м – толщина дорожного покрытия (асфальтобетона), включая гидроизоляцию и защитный слой;
hпл=0,18 м – средняя толщина плиты;
gпокр=22,6 кН/м3 – удельный вес асфальтобетона.
рпокр.==0,16´22,6=3,616 кПа;
рпл==0,18´24,5=4,41 кПа.
рис.2.1 Расчетная схема плиты проезжей части
Нормативная временная нагрузка от автотранспортных средств принимается в виде полос АК.
Распределение давление от нагрузки АК в пределах толщины дорожной одежды принимается под углом 45°. Ширина распределения давления колеса тележки АК вдоль пролета плиты равна bp=b+2hпокр, поперек - ср=с+2hпокр+lпл/3. Здесь с=0,2 м – длина соприкасания колеса с покрытием вдоль движения; b=0,6 м – ширина колеса тележки АК.
Если с+2hпокр+lпл/3>d, то принимается общая длина распределения давления от двух колес тележки ср=с+2hпокр+lпл/3+d, но не менее ,
где d=1,5 м – расстояние между осями тележки.
bp=b+2hпокр=0,6+2´0,16=0,92 м
ср=с+2hпокр+lпл/3+d=0,2+2´0,16+3,8/3+1,5=3,286 м
Нормативная равномерно распределенная нагрузка вдоль расчетного пролета на 1,0 м ширины плиты равна:
а) от колес тележки
кН/м2,
где PA – давление от одного или двух колес в соответствии с рассматриваемой схемой загружения;
PA=9,81´K=9,81´11=107,91 кН;
b) от равномерно распределенной вертикальной нагрузки
кН/м2,
Коэффициенты надежности по нагрузке:
для постоянных нагрузок рпл и рпокр - gf1=1.1, gf2=1.5;
для нагрузки от автотранспортных средств АК - gfA=1,5 – к нагрузке от тележки рА; gfn=1,2 – к равномерно распределенной нагрузке n.
Динамический коэффициент определяется по формуле
где l=l°=3,8м - длина пролета плиты в свету.
При определении изгибающих моментов влияние упругого защемления плиты в ребрах приближенно учитывают с помощью коэффициентов, вводимых к величине изгибающего момента Мо в середине свободно опертой плиты:
Мi=ki´Мо
Значение коэффициента ki принимают для изгибающего момента на опоре – k1= - 0,7 на опоре, в середине пролета – k2=0,5.
При расчете на прочность максимальный изгибающий момент в свободно опертой плите Мо определяется по формулам:
- при lпл>2,0 м от загружения пролета плиты двумя колесами соседних тележек и равномерно распределенной нагрузкой n:
Для получения наибольшего значения поперечной силы колесо тележки следует поместить вплотную к ребру, а на расстоянии е=1,1 м от него – колесо тележки из смежной полосы
где сp’=c+2hпокр+bp=0,2+2х0,16+0,92=1,44м
y1 и y2 – ординаты линии влияния поперечной силы Q1 под грузами РА.
кНм
С учетом коэффициентов:
Моп=-0,7´Мо=-0,7´122,19=-85,53 кНм
М0,5=0,5´Мо=0,5´122,19=61,09 кНм
При расчете на трещиностойкость усилия в плите определяютсяаналогично усилиям при расчете на прочность при значениях коэффициентов надежности по нагрузкам gf1=gf2=gfA=gfn=1,0 и динамического коэффициента
(1+m)=1,0 .
кНм
кН
С учетом коэффициентов:
Моп=-0,7´Мо=-0,7´57,88=-40,52 кНм
М0,5=0,5´Мо=0,5´57,88=28,94 кНм
Расчет сечений плиты
Расчет на прочность.
Прямоугольное сечение плиты имеет расчетную ширину b=1.0 . Толщина плиты hпл принимается:
- в середине пролета hпл=0,2 м;
- в опорном сечении hпл=0,25 м;
Задаемся рабочей арматурой периодического профиля класса А-III диаметром d=12 мм . Класс бетона плиты - В40.
Полезная (рабочая) высота сечения при толщине защитного слоя 2см :
см (сечение в середине); см (опорное сечение);
рис.2.2 Схемы поперечного сечения плиты.
Определим требуемую высоту сжатой зоны бетона :
м
м
где Mi - изгибающий момент в расчетном сечении;
Rb - расчетное сопротивление бетона осевому сжатию;
b – расчетная ширина плиты.
где z = hо – 0,5´х1 - плечо пары внутренних сил;
Rb - расчетное сопротивление ненапрягаемой арматуры растяжению
Zоп = hо – 0,5´х1=0,174 – 0,5´0,0266=0,1607 м;
Z0,5 = hо – 0,5´х1=0,224 – 0,5´0,01408=0,2170 м;
м2
м2
Определяем количество стержней арматуры :
где nст - целое число стержней;
Аs1 - площадь сечения одного стержня;
шт
шт
После уточнения площади арматуры определяем высоту сжатой зоны :
м
м
Проверяем прочность сечения по изгибающему моменту :
MПР= Rb´b´x2(ho – 0,5´x2)³Мi,
где MПР - предельный изгибающий момент по прочности (несущая способность сечения).
= Rb´b´x2(ho – 0,5´x2)=20´103´1´0,0276(0,174 – 0,5´0,0276)=102,54>85,5
= Rb´b´x2(ho – 0,5´x2)=20´103´1´0,0158(0,224 – 0,5´0,0158)=68,29>61,09
Расчет на трещиностойкость. Расчетом ограничивается ширина раскрытия поперечных трещин:
£ Dcr
где Dcr = 0.02см - предельное значение ширины раскрытия трещин
МПа - напряжение в рабочей арматуре;
- изгибающий момент для расчета на трещиностойкость в расчетном сечении;
z - плечо пары внутренних сил;
ЕS=1,96´105 МПа- модуль упругости ненапрягаемой арматуры класса A-III;
- радиус армирования
Ar = b( as + 6d) =100(26+7,2)=980см2 - площадь зоны взаимодействия арматуры с бетоном;
n - число стержней;
d - диаметр арматуры;
см;
£ Dcr
£ Dcr
аcr £ Dcr - проверка выполнена.
3.1.2. Расчет главных балок пролетного строения
Расчетные усилия определяются по программе “Balka”.
Подготовка данных к программе “Balka”
Определение постоянных нагрузок
Главные балки пролетного строения автодорожного моста загружены постоянной нагрузкой от собственного веса, веса железобетонной плиты, веса тротуаров и дорожной одежды проезжей части.
Допуская в расчете равномерное распределение всей постоянной нагрузки между главными балками, определяем постоянную нагрузку, т/м:
q=q1+q2+q3,
где q1 – нагрузка от собственного веса главных балок пролетного строения;
q2 – вес железобетонной плиты проезжей части;
q3 – вес покрытия проезжей части;
Коэффициенты надежности по нагрузке для постоянных нагрузок принимаются
- для собственного веса конструкций g1=1,1 (0,9);
- для веса дорожного покрытия городских мостов g2=2,0 (0,9).
а) При коэффициенте надежности по нагрузке g>1:
q1=т/м,
где g1 – коэффициент надежности по нагрузке;
Qмет – собственный вес металлоконструкций;
L – длина пролетного строения;
n – число главных балок;
q2=т/м,
где g2 – коэффициент надежности по нагрузке;
Qж.б. – вес железобетонной плиты;
L – длина пролетного строения;
n – число главных балок;
q3=т/м,
где g3 – коэффициент надежности по нагрузке;
hпокр – средняя толщина дорожного покрытия вместе с бетонной подготовкой, изоляцией и защитным слоем, принимаемая 0,14 м;
gпокр – удельный вес асфальтобетона;
q=q1+q2+q3=1,14+3,64+4,23=9,01 т/м;
б) При коэффициенте надежности по нагрузке g<1:
q1=т/м,
где g1 – коэффициент надежности по нагрузке, g=0,9;
Qмет – собственный вес металлоконструкций;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.