Теоретические основы ремонта машин. Две формы морального износа техники. Пластическое деформирование (смятие)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕМОНТА МАШИН

Ремонт – это комплекс работ по устранению неисправностей машины (или отдельных элементов) с целью восстановления ее работоспособности.

Ремонт машин представляет собой разновидность машиностроительного производства и выполняется в соответствии с техническими условиями.

В отличие от машиностроения ремонтное производство включает в себя специфические технологические процессы: мойку, разборку, дефектовку и ремонт элементов машины.

Любой износ машин можно условно подразделить на два типа: физический и моральный износ.

Физический износ есть результат постепенного или внезапного материального разрушения (истирания, поломок, и других видов потери физико-механических свойств) различных ее элементов, в связи с чем машина перестает удовлетворять предъявляемым к ней требованиям. Физический износ может происходить при эксплуатации – физический износ первого рода – и при бездействии – физический износ второго рода.

Главные причины, порождающие физический износ первого рода – нагрузки на детали и другие элементы машин. Причинами износа второго рода служат: атмосферная коррозия, старение материалов, перераспределение остаточных напряжений в деталях и т.д. Другими словами физический износ машины складывается из износа ее конструктивных  и неконструктивных элементов

Количественными измерителями износа элементов машин можно воспользоваться для определения сроков остановки машины на ремонт, для планирования завоза деталей по количеству и по срокам и т.п. дать количественную оценку физического износа для узлов, агрегатов и машины в целом сложнее, но методы оценки этого износа существуют.

Экономической мерой физического износа могут служить затраты на ремонт, потребные для устранения этого износа.

Экономический измеритель физического износа подсчитывают по формуле:

,                            (1.1)

где  - экономическая мера физического износа машины или агрегата в процентах от стоимости ее воспроизводства;

Qp – сметная стоимость ремонта машины или агрегата, руб.;

Qb – стоимость полного воспроизводства машины или агрегата на момент определения их физического износа с учетом обесценения в связи с появлением новых, более совершенных конструкций, руб.;

Δ – относительная величина остаточного износа, устанавливаемая из опыта ремонта аналогичных машин или агрегатов, %.

Следует отметить, что показатель Qb отражает влияние технического прогресса на стоимость воспроизводства машины или агрегата. Это важно при оценке физического износа машины, так как позволяет решить вопрос, следует ремонтировать эксплуатируемую машину или целесообразнее ее заменить новой. Очевидно, что, когда показатель α приближается к 100 % или тем более превышает его, целесообразность ремонта машины может быть обоснована только какими-то конъюнктурными соображениями неэкономического порядка.

Моральным износом называется уменьшение стоимости действующей техники под влиянием технического прогресса.

Появление новых, более производительных машин и снижение стоимости воспроизводства их прежних конструкций приводит к понижению стоимости машин, ранее изготовленных и находящихся уже в эксплуатации.

Различают две формы морального износа техники:

моральный износ первого рода – утрата действующей стоимости по мере того, того как машины такой же конструкции начинают воспроизводиться дешевле;

моральный износ второго рода – обесценивание действующей техники вследствие появления более совершенных конструкций машин.

При высоких темпах технического прогресса замена действующих машин новыми из-за их морального износа может происходить задолго до их физического износа.

Моральный износ машин есть экономическая категория, характеризующая степень обесценивания действующей техники в результате технического старения и уменьшения стоимости воспроизводства машин прежних типов.

Критерием морального износа машин может служить коэффициент понижения ее стоимости вследствие технического прогресса, выражаемый формулой:

,                              (1.2)

 - критерий морального износа, выраженный в долях от первоначальной стоимости машины;

Q – первоначальная стоимость машины, руб.;

Qв – стоимость воспроизводства машины с учетом обесценивания первоначальной стоимости вследствие появления более совершенных конструкций, а также из-за снижения стоимости воспроизводства аналогичных машин, руб.

Общий износ машины выражается:

,                          (1.3)

где α – показатель общего износа машины в долях от первоначальной стоимости машины;

αф – показатель физического износа машины в долях от стоимости

Похожие материалы

Информация о работе