Основы языка программирования Visual Basic: Учебное пособие, страница 3

В этом окне пользователю дос-тупны три кнопки – View Code,ViewObject и кнопка, изображающая папку. View Code служит для просмотра кода, связанного с фор-мой; ViewObject – для просмотра формы; кнопка, изображающая пап-ку, позволяет раскрывать и закрывать список форм, включенных в проект.

При щелчке правой кнопкой мыши в окне проекта открывается контекстное меню, которое позволяет добавить, удалить или распечатать содержимое форм и модулей. Так, выполнив команду Remove, пользо-ватель может удалить объект из проекта или сам проект.

Рис. 7. Окно макета формы

Окно макета формы (рис. 7) имеет имя Form Layout. В этом окне выводится уменьшенное изо-бражение текущей формы, по которому можно представить местоположение формы на экране во время выполнения приложения.

Изображение формы в окне макета можно перемещать. Для этого необходимо щелкнуть левой клавишей мыши на изображении формы и перетащить его в требуемое положение.

Рис. 8. Окно конструктора формы

Окно конструктора фор-мы расположено в центре экрана (рис. 8). Именно в этой рабочей области происходит визуальное конструирование макета формы и расположение на ней элементов управления. С помощью окна свойств формы можно определить заголовок формы (Caption), цвет фона (BackGround), начальное местоположение на рабочем столе (StartUpPosition), стиль рамки (BorderStyle).

Примечание. Точное позиционирование объекта с заданным размером достигается установкой свойств Left,Right,Height и Widht вручную в окне свойств. В каждой форме имеется свойство ScaleMode, которое определяет, в каких единицах измеряются находящиеся на форме объекты. Вместо twip можно выбрать единицы: пункт, пика, сантиметр, дюйм и другие.

Рис. 9. Окно редактора кода

Окно редактора кода отображается на экране в результате двойного щелчка левой кнопкой мыши на форме или  элементе  управления (рис. 9). Оно используется для создания и редактирования программного кода, который обрабатывает какое-либо собы-тие. Окно редактора кода открывается также при нажатии кнопки View Code в окне проекта.

          Окно кода в действи-тельности является мощным редактором, поэтому в нем можно создать новый код, просмотреть и изменить существующий. Код разделяется на процедуры. При записи кода процедуры используются различные инструкции (операторы).

Каждый оператор Visual Basic обычно занимает одну строку, которая может содержать до 1023 символов. Но в одной строке может объединяться и несколько операторов, разделенных двоеточием, например:

Print "Hello": Print "это наша программа"

Оператор может располагаться на нескольких строках, в этом случае их разделителем служит символ подчеркивания (_), следующий за символом пробел. После ввода символа (_) необходимо нажать клавишу ENTER.

В Visual Basic могут быть использованы комментарии. Для выделения начала комментария можно использовать или символ апостроф (’), или команду Rem, например:

’это комментарий

Rem это тоже комментарий

При наборе строки редактор автоматически прокручивает поле, поэтому на экране всегда видно положение курсора.

3. Последовательность разработки проекта

Построение формы.При создании нового проекта Visual Basic выводит на экран чистую форму, которая имеет заголовок Form1. Над окном формы можно выполнить следующие действия:

– изменить его размеры, передвигая границы;

– переместить форму в удобное место (установить курсор на заго-ловке формы и, удерживая нажатой  левую кнопку мыши, добиться требуемого расположения формы);

– изменить заголовок формы,  а также другие ее свойства.

После выполнения этих действий можно перейти к размещению на форме необходимых элементов управления.

Изображение на форме элементов управления. Чтобы поместить элемент управления на форме, необходимо выбрать его на панели элементов управления (Toolbox), а затем перенести на форму. Существуют два способа переноса элементов управления на форму:

– дважды щелкнуть на элементе управления, при этом он разместится в центре формы, после чего его можно переместить в любое место;

– один раз щелкнуть на элементе управления, выделив его. Затем поместить курсор мыши в то место, где будет размещаться верхний левый угол элемента управления. После этого, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместить курсор туда, где будет находиться нижний правый угол элемента управления. На форме отобразится соответствующий элемент управления, который ограничен восьмью черными квадратиками – указателями. Они используются для изменения размеров и местоположения объекта на форме.

В языке Visual Basic каждому элементу управления присваивается имя, принимаемое по умолчанию, например, текстовые окна имеют имена: Text1, Text2 и т.д., надписи: Label1, Label2 и т.д.

Назначение свойств элементам управления. Каждый элемент управления имеет свои свойства, которые определяют его изображение на экране, поведение и название. Свойства задаются в окне Properties (свойства). Основное свойство – Name определяет имя элемента управления. Оно имеет важное значение, так как при работе указывается в коде приложения.

Для вывода на экран окна свойств необходимо щелкнуть левой клавишей мыши на соответствующем элементе управления в форме или нажать клавишу áF4ñ. Например, для формы можно задать такие свойства, как: Caption (заголовок),  WindowState (начальное положение окна).

Написание кода приложения. Windows – это система, которая управляет событиями. Любая операция,  которую  выполняет пользователь на компьютере, нажатие клавиши мыши, перемещение мыши, выбор пункта меню – есть событие. Каждое приложение, выполняемое на компьютере, ожидает события, а потом его обрабатывает. Каждая форма и каждый элемент управления имеют события, связанные с ними.

Чтобы события происходили, необходимо написать соответ-ствующие процедуры в окне редактора кода. Например, чтобы заставить Visual Basic выполнить конкретную часть кода в ответ на щелчок по командной кнопке, создается процедура обработки события, заголовок которой состоит из имени элемента управления и события.