Память возможна только в том случае, если предварительно имело место научение, а научение лучше всего отражают результаты тестирования памяти. Часто утверждается, что научение и память включают три последовательные стадии в следующем порядке:
1) стадия кодирования, во время которой информация, подлежащая усвоению, подвергается переработке разными способами (например, по смыслу);
2) стадия храпения, во время которой часть информации, переработанной на стадии кодирования, сохраняется в системе памяти;
3) стадия воспроизведения, во время которой определенная информация, хранящаяся системой памяти, подвергается восстановлению, пли припоминанию.
Большинство ученых изучали только одну из этих стадии. Но важно отметить, что все три стадии тесно взаимосвязаны друг с другом. Как заметили Тулвинг и Томсон (ТпКчп», ТЬотхоп, 1973: 359), «воспроизвести можно только то, что было запомнено, а ... характер воспроизведения зависит от того, как происходило запоминание».
С] Модели множественности отделов хранения памяти
Кратковременная и долговременная память
Одной из главных проблем, интересовавших ученых на протяжении многих лет, стало выяснение того, сколько отделов, или систем, включает наша память.
Уильямом Джеймсом (]ате.ч, 1890) было про но важнейшее отличие первичной памяти и вторт ной памяти, что оказало огромное влияние на рачш тне психологии. Информация остается в первично" памяти столько времени, сколько она присутствует в сознании. Информация, которой нет в сознании хранится во вторичной памяти. Другими словами' информация в первичной памяти может быть описана как материал, образующий психологическое настоящее, а информация во вторичной памяти составляет психологическое прошлое. В настоящие время первичную память обозначают термином «кратковременная память», а вторичную намять — термином «долговременная память». Предполагается, что в кратковременной памяти может храниться только ограниченный объем информации и эта информация весьма неустойчива. Важно заметить, что кратковременная память определяется в двух совершенно разных аспектах. В одних случаях ее определяют как набор элементов, составляющих поле нашего внимания, а в других — как ту информацию в долговременной памяти, которая активна в данный момент. Как считает Коуван (Со\уап, 1993), эти два определения не взаимозаменяемы, так как информация, которая составляет поле внимания, является обычно только лишь подмножеством той информации в долговременной памяти, которая активизирована в данный момент.
Миллер (МШег, 1956) утверждал, что в кратковременной памяти можно удерживать около семи элементов (плюс-минус два). Он основывал эту величину па изучении объема информации, которую испытуемые должны были повторять в правильном порядке (например, последовательность элементов, которые они слышали). К примеру, испытуемые могли слышать при исследовании у них объема запоминания цифр последовательность 2, 7, 8, 3, б, 5, 9. Большинство взрослых могут повторить без ошибок в среднем около семи цифр, по не более.
По Миллеру (Мл'Нег, 1956), приблизительно семь отрезков информации, или осмысленных единиц, могут удерживаться кратковременной памятью. Например, предложение «Кошка и собака нередко обижали друг друга» состоит из семи отрезков информации в форме слов, тогда как перечень «К О Ж 3 Г С Ф» состоит из семи отрезков информации в форме букв. Возможности кратковременной памяти часто характеризуются количеством объемных единиц, которые могут быть использованы. Цифровой объем определяется как максимальное количество цифр, которое воспроизводится в верном порядке. У взрослых объем цифровой памяти обычно составляет семь цифр.
Саймон (Зтюп, 1974) подверг проверке гипотезу Миллера о делении памяти на отрезки путем нзучеПамять
ния объема памяти на слова и фразы. Количество отрезков, которое оказалось возможным припомнить, равнялось семи для слов, состоящих из одного-двух слогов, но снижалось до четырех для двухсловных фраз и до трех — для восьмисловных фраз. В противоположность гипотезе Миллера указывается, что количество отрезков, которые удается вспомнить, в известной мере зависит от размеров этих отрезков.
Как долго информация остается в кратковременной памяти? Данным вопросом интересовались Пе-терсон и Петсрсон (РсЬсгзоп, Ре1ег5оп, 1959). Они предъявляли испытуемым трехбуквенный раздражи-тель^за которым давалось трехзначное число. Требовалось запомнить трехбуквенный раздражитель и в то же время вести обратный счет тройками, начав с предъявленного числа. Спустя несколько секунд после начала обратного счета испытуемых
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.