Социология как наука об обществе. Сущность системного подхода к изучению общества. Соотношение социологии и истории

Страницы работы

17 страниц (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общественно-гуманитарных наук

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО КУРСУ   «СОЦИОЛОГИЯ»

Гомель 2003

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общественно-гуманитарных наук

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО КУРСУ   «СОЦИОЛОГИЯ»

Гомель 2003

ББК 60.5я7

Рецензент: кандидат философских наук, доцент, зав.кафедрой философии, истории и политологии Белорусского государственного университета транспорта

Учебно-методическая разработка рассмотрена и одобрена на ученом совете университета 23 октября 2003 г. протокол № 2.

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

            1. Введение (актуальность) темы:

Изучением общества занимаются многие науки: история социальная философия и другие. Вышеуказанная тема знакомит студентов со спецификой социологического изучения общества, определяет место социологии в системе наук, занимающихся его изучением.

            2. Цель: Познакомить студентов со структурой социологического знания, определить соотношение теоретического и эмпирического знания на разных уровнях структуры социологического знания, задачами и спецификой изучения социальных объектов на различных уровнях социологического знания. Системный подход к изучению общества.

            3. Задачи:

Студент должен знать:

·  определение социологии;

·  структуру социологического знания;

·  предмет и объект социологии;

·  функции социологии;

·  сущность системного подхода к изучению общества.

Студент должен уметь:

·  разграничивать сферу познания социологии от других наук, изучающих общество (история, политология);

·  определять предметную область конкретно-социологических дисциплин;

·  разграничивать подходы к изучению общества.

Студент должен приобрести навыки и качества:

·  уметь определять объект и предмет изучения на разных уровнях социологического знания;

·  уметь обосновывать значимость социологии в структуре мировоззрения.

            4. Основные учебные вопросы (план):

1.  Понятие социологии. Объект и предмет социологической науки.

2.  Место социологии в системе гуманитарных наук.

3.  Структура социологии и ее основные функции.

            5. Материалы для контроля за усвоением темы:

1.  Соотношение социологии и истории.

2.  Соотношение социологии и политологии (культурологии).

3.  Социальная философия - высший теоретический уровень общественных наук и социологии.

4.  Структура социологического знания.

5.  Теоретический уровень общей социологии.

6.  Конкретно-социологические дисциплины.

7.  Прикладная социология.

8.  Практическая социология.

9.  Решение проблем теоретического и эмпирического на разных уровнях структуры социологического знания.

10.Трудности в определении предмета социологии.

11.Предмет социологии.

12.Функции социологии.

13.Социологический реализм как подход к изучению функционирования и развития общества.

14.Социологический номинализм как подход к изучению функционирования и развития общества.

15.Сущность системного подхода.

16.Понятие социетальное.

            6. Задания для самоподготовки и УИРС:

1.  Соотношение социологии и политологии.

2.  Решение проблемы предмета и объекта в естественных науках.

3.  Проблема предмета и объекта в прикладном социологическом исследовании.

4.  Генезис идей о предмете социологии.

5.  Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов.

            7. Литература:

            Основная:

1.  Лекционный материал.

2.  Бабосов Е.М. Общая социология. – Мн., 2002.

3.  Краткий словарь по социологии. - М., 1989.

4.  Маркович Д. Общая социология. - М., 1998.

5.  Социология. Под ред. А.Н.Елсукова. – Мн., 2003.

6.  Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Мн., 1998.

7.  Фролов С.С. Социология. - М., 1994.

Дополнительная:

1.  Бороноев А.О., Ельмеев В.Я., Орлов В.Н. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социс. - 1991, - № 5.

2.  Елсуков А.Н. Краткий курс теоретической социологии. – Мн., 1999.

3.  Капитонов Э.А. История и теория социологии. – Мн., 2000.

4.  Комаров М.С. Размышления о предмете и перспективах социологии // Социс. – 1990 - № 11.

5.  Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса // Социс. - 1991, - № 7.

6.  Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

7.  Тадевосян Э.В. Социология. – М., 1999.

8.  Тощенко Ж.П. Возможна ли новая парадигма социологического знания // Социс. - 1990, - № 2.

9.  Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социс. - 1990, - № 2.

10.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М., 1987.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ  СОЦИОЛОГИИ

            1. Введение (актуальность) темы:

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
115 Kb
Скачали:
0