исследования определяется характером поставленной цели и выдвинутых задач.
Выделяют несколько видов эмпирического исследования (по критерию, положенному в основание классификации) [3, 5, 9]:
1. По степени сложности решаемых задач, в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий:
a) Разведывательное (пробное) – для предварительного ознакомления с явлением. Близкое к нему – пилотажное – применяется для испытания методики, анкеты.
b) Описательное – дает системное описание изучаемого явления.
c) Аналитическое – кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющих развитие данного явления.
2. По характеру изучения объекта, т.е. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике или в динамике:
a) Разовое (точечное) – дает информацию о состоянии или характеристиках социального явления на момент изучения.
b) Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований:
· лонгитюдные – длительное изучение одной совокупности лиц;
· когортные – изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени (цель: анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения; объекты исследования меняются, но люди сохраняются);
· трендовые – на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики (цель – установление тенденций (трендов) социальных изменений; пример – переписи населения);
· панельные – исследования по единой программе и методике на одной и той же выборке через определенный интервал времени (цель – анализ динамики событий; люди могут меняться, но объекты исследования – цех, предприятие – сохраняются).
3. По масштабу исследования:
a) Локальные (определенный объект, район);
b) Региональные (область, несколько областей);
c) Отраслевые (преобладали в советской социологии);
d) Общегосударственные (общенациональные);
e) Международные.
4. В зависимости от применяемого метода сбора данных:
a) Опрос;
b) Наблюдение;
c) Анализ документов и т.д.
Как говорилось ранее, сегодня многие отождествляют социологическое исследование с социологическим опросом.
Социологический опрос – это метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования и сгруппированные в виде оформленного списка вопросов (вопросника, анкеты) [13].
В основе социологического опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых респонденту (опрашиваемому), ответы которого и образуют необходимую социологу первичную информацию.
Выбор вида опроса определяется целями, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации.
Хочется заметить, что на качество полученной с помощью соцопроса информации влияют разные факторы. С одной стороны, это факторы, связанные с личностью респондента (уровнем образования, культуры, отношения к исследуемой проблеме и т.д.). С другой – факторы, связанные с деятельностью самого социолога (начиная с профессионализма при выборе вопросов и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера).
На конечный результат опроса негативно влияет присутствие на опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место, несоблюдение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.