Введение в теорию и практику социологического опроса: Инструктивно-методическое руководство для валеологов и социологов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

исследования определяется характером поставленной цели и выдвинутых задач.

Выделяют несколько видов эмпирического исследования (по критерию, положенному в основание классификации) [3, 5, 9]:

1. По степени сложности решаемых задач, в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий:

a)  Разведывательное (пробное) – для предварительного ознакомления с явлением. Близкое к нему – пилотажное – применяется для испытания методики, анкеты.

b)  Описательное – дает системное описание изучаемого явления.

c)  Аналитическое – кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющих развитие данного явления.

2. По характеру изучения объекта, т.е. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике или в динамике:

a)  Разовое (точечное) – дает информацию о состоянии или характеристиках социального явления на момент изучения.

b)  Повторные исследования – это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований:

·  лонгитюдные – длительное изучение одной совокупности лиц;

·  когортные – изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени (цель: анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения; объекты исследования меняются, но люди сохраняются);

·  трендовые – на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики (цель – установление тенденций (трендов) социальных изменений; пример – переписи населения);

·  панельные – исследования по единой программе и методике на одной и той же выборке через определенный интервал времени (цель – анализ динамики событий; люди могут меняться, но объекты исследования – цех, предприятие – сохраняются).

3. По масштабу исследования:

a)  Локальные (определенный объект, район);

b)  Региональные (область, несколько областей);

c)  Отраслевые (преобладали в советской социологии);

d)  Общегосударственные (общенациональные);

e)  Международные.

4.  В зависимости от применяемого метода сбора данных:

a)  Опрос;

b)  Наблюдение;

c)  Анализ документов и т.д.

  Как говорилось ранее, сегодня многие отождествляют социологическое исследование с социологическим опросом. 

Социологический опрос – это метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкета) сбора первичной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные в соответствии с целями и задачами исследования и сгруппированные в виде оформленного списка вопросов (вопросника, анкеты) [13].

            В основе социологического опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых респонденту (опрашиваемому), ответы которого и образуют необходимую социологу первичную информацию.

            Выбор вида опроса определяется целями, его организационно-экономическими возможностями, а также требованиями к достоверности и надежности искомой информации.

            Хочется заметить, что на качество полученной с помощью соцопроса информации влияют разные факторы. С одной стороны, это факторы, связанные с личностью респондента (уровнем образования, культуры, отношения к исследуемой проблеме и т.д.). С другой – факторы, связанные с деятельностью самого социолога (начиная с профессионализма при выборе вопросов и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера).

            На конечный результат опроса негативно влияет присутствие на опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место, несоблюдение

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
320 Kb
Скачали:
0