Для изучения гуманитарных наук представляется важным рассмотрение исторической преемственности во взглядах на объект изучения. Социология как наука вычленяется из системы философского знания. В истории социологии определяются несколько направлений в изучении общества и его структуры, что накладывает отпечаток на современное “лицо” социологии.
Особенностями развития социологии в ХХ в. является развитие эмпирических исследований в социологии. Этот этап характеризуется перемещением центра социологии в США, где социологи изучают различные актуальные проблемы жизни общества и отдельных его звеньев. Развивается прикладная социология, совершенствуются методики сбора и обработки информации. Социология в ХХ в. разделяется на западную социологию и марксистскую социологию.
2. Цель: Познакомить студентов с представлениями об обществе в истории, представить зарождение основных направлений изучения общества и общественных явлений с глубокой древности до настоящего времени. Институционализации социологии как самостоятельной науки.
Познакомить студентов с зарождением эмпирической социологии в ХХ в. Рассмотреть основные этапы развития социологии в России с ХIХ в. и до настоящего времени.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· этапы развития социологии;
· основные школы социологии классического периода;
· основные школы социологии в ХХ в.;
· этапы развития социологии в России.
Студент должен уметь:
· характеризовать особенности каждого этапа в истории социологии;
· находить отличительные черты в социологических теориях;
· видеть ограниченность концепций при объяснении общества и общественных явлений.
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь разграничивать различные подходы к изучению общества и общественных явлений;
· уметь определять достоинства и недостатки различных подходов к изучению общества.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Проблемы человека и общества в социальной философии.
2. Зарождение и основные этапы теоретической социологии XIX - начала XX в. (классический период).
3. Социология ХХ века (зарождение эмпирической и развитие теоретической социологии).
4. Социология в России (дооктябрьский этап, послеоктябрьский этап, современный этап).
5. Особенности развития белорусской социологической мысли.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Основные этапы развития представлений о человеке и обществе в истории социологии.
2. Взгляды на человека и общество в античную эпоху.
3. Взгляды на человека и общество в эпоху средневековья.
4. Взгляды на человека и общество в эпоху Возрождения.
5. Взгляды на человека и общество в Новое время.
6. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки.
7. Основные социологические концепции в XIX в.
8. Особенности социологии классического периода (XIX в.).
9. Особенности развития социологии в ХХ в.
10.Основные направления развития социологической мысли в США.
11.Эмпирическая социология.
12.Теоретическая социология.
13.История социологии в России до Великой Октябрьской социалистической революции.
14.Послеоктябрьский период социологии в России.
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Представления о человеке и обществе в социальной философии (в античную эпоху, в эпоху средневековья, в эпоху Возрождения, в Новое Время).
2. Структурно-фунциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон).
3. Символический интеракционизм (Д.Т.Мид, Г.Блумер).
4. Теории социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер).
5. Интегральная социология П.А.Сорокина.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.