Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов.
В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Структура темы "Анатомо-физиологические особенности и методы исследования системы органов дыхания и кровообращения. Нормальная ЭКГ". VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клиничексие задачи и тестовый контроль.
План проведения практического занятия
ÄÄÄÄÄÂÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÂÄÄÄÄÄÄÄÄÄ
N п/п³ Наименование этапов занятия ³Время
ÄÄÄÄÄÁÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÁÄÄÄÄÄÄÄÄÄ
1. Обоснование актуальности изучаемой темы. 2. Тестовый контроль. 3. Контроль исходных знаний. 4. Курация больных и анализ нормальной ЭКГ. 5. Клинический разбор больных по теме занятия. 6. Контроль конечных знаний. |
5 минут 10 минут 30 минут 90 минут 60 минут 30 минут |
I. Актуальность темы.
Острые заболевания органов дыхания у детей занимают в статистике общей заболеваемости ведущее место и составляют большую полиэтиологическую группу, объединяемую не только локализацией прецесса, но и в значительной степени эпидемиологическим сходством. В эту группу входят как легкие болезни, такие как ринит и фарингит, так и крайне тяжелые формы (эпиглоттит, круп) со значительной летальностью. На структуру заболеваний дыхательной системы существенное влияние оказывают возрастные анатомо-физиологические особенности, тесно связанные с морфологической и функциональной незрелостью органов дыхания.
В последние годы отмечается рост заболеваний сердечно-сосудистой системы как среди взрослых, так и среди детей. Это потребовало значительной перестройки диагностического процесса, изменило взгляды на природу различных отклонений в функционировании сердечно-сосудистой системы.
Все это требует углубленных знаний анатомо-физиологических особенностей органов дыхания и сердечно-сосудистой системы для современной диагностики и выбора правильной тактики лечения.
II. Цель занятия
Освоить методику исследования органов дыхания и кровообращения, записи и расшифровки ЭКГ у детей различного возраста.
Студенты должны знать:
— анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей, их клиническое значение;
— число дыханий в различные возрастные периоды;
— особенности кровообращения плода и новорожденного;
— сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения;
— частоту пульса и величину АД у детей различного возраста;
— возрастные особенности границ сердца у детей;
— технику измерения АД на руках и ногах;
— точки проекции клапанов сердца на грудную клетку;
— электрофизиологические основы записи биопотенциалов сердца;
— отведения ЭКГ;
— происхождение и величину зубцов и интервалов нормальной ЭКГ.
Студенты должны уметь:
— собрать жалобы, анамнез заболевания у детей с заболеваниями органов дыхания и кровообращения;
— объективно оценить состояние органов дыхания и кровообращения (подсчитать частоту дыхания, ЧСС, тип дыхания, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, равномерность участия обеих половин грудной клетки в акте дыхания, наличие или отсутствие пульсации в области сердца и крупных сосудов, деформации грудной клетки);
— провести пальпацию грудной клетки;
— определить верхушечный, сердечный толчок;
— подсчитать и дать характеристику пульсу;
— провести сравнительную и топографическую перкуссию легких;
— определить границы легких;
— определить относительною и обсалютную границы сердечной тупости;
— провести аускультацию легких, дать характеристику дыхательным шумам;
— провести аускультацию сердца и оценить сердечные тоны, наличие или отсутствие шумов у детей различного возраста;
— провести дифференциальную диагностику функционального и органического шумов;
— измерить АД на руках и ногах;
— проводить запись ЭКГ у детей различного возраста;
— рассчитать показатели ЭКГ (угол альфа, систолический показатель, ЧСС);
— проводить расшифровку и клиническую интерпретацию ЭКГ детей различного возраста.
III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия (базисные знания).
1. Эмбриогенез сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
2. Анатомия дыхательной системы.
3. Механизм первого вдоха.
4. Механизм газообмена в легких.
5. Анатомия сердечно-сосудистой системы.
6. Кровообращение плода и новорожденного.
7. Проводящая система в сердце.
8. Биоэлектрические основы электрокардиографии.
9. Методика регистрации электрокардиограммы.
10. Нормальная ЭКГ.
V. Вопросы для самоподготовки.
а) по базисным знаниям:
1. Механизм первого вдоха.
2. Значение сурфактанта.
3. Газообмен в легких.
4. Количество долей и сегментов в правом и левом легких.
5. Строение ацинуса.
6. Функция плевры.
7. Эмбриогенез сердечно-сосудистой системы.
8. Проводящая система сердца.
б) по данной теме:
1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания в различные возрастные периоды.
2. Методика исследования органов дыхания.
3. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы.
4, Методика исследования органов кровообращения. 5. Регистрация и расшифровка ЭКГ.
6. ЭКГ здорового ребенка в различные возрастные периоды.
Темы УИРС. 1. Аномалии развития сердечно-сосудистой системы у детей.
2. Распространенность дистресс-синдрома у недоношенных детей.
3. Влияние ионизирующего излучения на сердечно-сосудистую систему.
VI. Структура темы " Анатомо-физиологические особенности и методы исследования системы органов дыхания и кровообращения. Нормальная ЭКГ".
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРВАЛ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.