Анатомо-физиологические особенности и методы исследования системы органов дыхания и кровообращения. Нормальная ЭКГ

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов.

В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Структура темы "Анатомо-физиологические особенности и методы исследования системы органов дыхания и кровообращения. Нормальная ЭКГ". VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клиничексие задачи и тестовый контроль.

 План проведения практического занятия

 ÄÄÄÄÄÂÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÂÄÄÄÄÄÄÄÄÄ

 N п/п³            Наименование этапов занятия            ³Время

 ÄÄÄÄÄÁÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÄÁÄÄÄÄÄÄÄÄÄ

1. Обоснование актуальности изучаемой темы. 2. Тестовый контроль. 3. Контроль исходных знаний. 4. Курация больных и анализ нормальной ЭКГ. 5. Клинический разбор больных по теме занятия. 6. Контроль конечных знаний.

5 минут 10 минут 30 минут 90 минут 60 минут 30 минут

 I. Актуальность темы.

Острые заболевания органов дыхания у детей занимают в статистике общей заболеваемости ведущее место и составляют большую полиэтиологическую группу, объединяемую не только локализацией прецесса, но и в значительной степени эпидемиологическим сходством. В эту группу входят как легкие болезни, такие как ринит и фарингит, так и крайне тяжелые формы (эпиглоттит, круп) со значительной летальностью. На структуру заболеваний дыхательной системы существенное влияние оказывают возрастные анатомо-физиологические особенности, тесно связанные с морфологической и функциональной незрелостью органов дыхания.

В последние годы отмечается рост заболеваний сердечно-сосудистой системы как среди взрослых, так и среди детей. Это потребовало значительной перестройки диагностического процесса, изменило взгляды на природу различных отклонений в функционировании сердечно-сосудистой системы.

Все это требует углубленных знаний анатомо-физиологических особенностей органов дыхания и сердечно-сосудистой системы для современной диагностики и выбора правильной тактики лечения.

 II. Цель занятия

Освоить методику исследования органов дыхания и кровообращения, записи и расшифровки ЭКГ у детей различного возраста.

 Студенты должны знать:

—   анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей, их клиническое значение;

—   число дыханий в различные возрастные периоды;

—   особенности кровообращения плода и новорожденного;

—   сроки закрытия эмбриональных путей кровообращения;

—   частоту пульса и величину АД у детей различного возраста;

—   возрастные особенности границ сердца у детей;

—   технику измерения АД на руках и ногах;

—   точки проекции клапанов сердца на грудную клетку;

—   электрофизиологические основы записи биопотенциалов сердца;

—   отведения ЭКГ;

—   происхождение и величину зубцов и интервалов нормальной ЭКГ.

 Студенты должны уметь:

—   собрать жалобы, анамнез заболевания у детей с заболеваниями органов дыхания и кровообращения;

—   объективно оценить состояние органов дыхания и кровообращения (подсчитать частоту дыхания, ЧСС, тип дыхания, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, равномерность участия обеих половин грудной клетки в акте дыхания, наличие или отсутствие пульсации в области сердца и крупных сосудов, деформации грудной клетки);

—   провести пальпацию грудной клетки;

—   определить верхушечный, сердечный толчок;

—   подсчитать и дать характеристику пульсу;

—   провести сравнительную и топографическую перкуссию легких;

—   определить границы легких;

—   определить относительною и обсалютную границы сердечной тупости;

—   провести аускультацию легких, дать характеристику дыхательным шумам;

—   провести аускультацию сердца и оценить сердечные тоны, наличие или отсутствие шумов у детей различного возраста;

—   провести дифференциальную диагностику функционального и органического шумов;

—   измерить АД на руках и ногах;

—   проводить запись ЭКГ у детей различного возраста;

—   рассчитать показатели ЭКГ (угол альфа, систолический показатель, ЧСС);

—   проводить расшифровку и клиническую интерпретацию ЭКГ детей различного возраста.

 III. Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия (базисные знания).

1.   Эмбриогенез сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

2.   Анатомия дыхательной системы.

3.   Механизм первого вдоха.

4.   Механизм газообмена в легких.

5.   Анатомия сердечно-сосудистой системы.

6.   Кровообращение плода и новорожденного.

7.   Проводящая система в сердце.

8.   Биоэлектрические основы электрокардиографии.

9.   Методика регистрации электрокардиограммы.

10.   Нормальная ЭКГ.

V. Вопросы для самоподготовки.

 а) по базисным знаниям:

1.   Механизм первого вдоха.

2.   Значение сурфактанта.

3.   Газообмен в легких.

4.   Количество долей и сегментов в правом и левом легких.

5.   Строение ацинуса.

6.   Функция плевры.

7.   Эмбриогенез сердечно-сосудистой системы.

8.   Проводящая система сердца.

 б) по данной теме:

1.   Анатомо-физиологические особенности органов дыхания в различные возрастные периоды.

2.   Методика исследования органов дыхания.

3.   Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы.

 4, Методика исследования органов кровообращения. 5. Регистрация и расшифровка ЭКГ.

 6. ЭКГ здорового ребенка в различные возрастные периоды.

 Темы УИРС. 1. Аномалии развития сердечно-сосудистой системы у детей.

 2. Распространенность дистресс-синдрома у недоношенных детей.

3. Влияние ионизирующего излучения на сердечно-сосудистую систему.

 VI. Структура темы " Анатомо-физиологические особенности и методы исследования системы органов дыхания и кровообращения. Нормальная ЭКГ".

 ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕРВАЛ

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педиатрия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
283 Kb
Скачали:
0