Эксперимент и статистика. Научное исследование в медицине. Случайное распределение групп для оценки результата лечения

Страницы работы

Содержание работы

3

Эксперимент и статистика

Врач, занимающийся научными исследованиями в медицине, должен свободно владеть языком науки и методами статистики для независимой оценки и интерпретации научной литературы (Pace NL: Experimental design and statistics. In Barash PG, Cullen BF, Stoelting RK [eds]: Clinical Anesthesia, pp 55-67. Philadelphia, Lippincott-Raven, 1997).

I.  научное исследование

A.  При изучении истории болезни просыпается интерес исследователя и возникает желание экспериментировать. Однако только на основании истории болезни нельзя прийти к научно обоснованным выводам.

B.  Врач, начиная подготовку к научному исследованию, безоговорочно принимает философскую концепцию, согласно которой результат, полученный при исследовании группы пациентов, может быть перенесен на отдельного пациента.

1.  Ни один лекарственный препарат не может быть использован, если не подтверждена его эффективность в аналогичных условиях.

2.  Наиболее вероятно, что лечение принесет пользу пациенту, если это уже доказано в эксперименте.

C.  Желание внедрить результаты исследований в общую практику побуждает публиковать их в медицинских журналах.

D.  Выборка

1.  Выборка является частью исследуемой популяции. С помощью выборки обычно стремятся сделать какие-либо выводы об исследуемой популяции.

2.  Для получения репрезентативной выборки необходимо, чтобы каждый субъект популяции имел равный шанс попасть в эксперимент (случайная или рандомизированная выборка). Однако большинство клинических исследований в анестезиологии ограничено наблюдением только тех пациентов, которым оказывают анестезиологическое пособие (доступная выборка).

E.  Исследователь сравнивает полученные результаты с таковыми в контрольных группах, которые могут быть самоконтрольными или параллельными. Также есть исторические контрольные группы исследования, которые более подходят для демонстрации преимуществ нового метода, чем исследования, применяющие самоконтрольные и параллельные группы.

F.  Случайное распределение групп для оценки результата лечения помогает избежать пристрастного распределения пациентов. Достаточно часто случайное распределение осуществляется с помощью генератора случайных чисел.

G.  Слепые методы скрывают как от исследователя, так и от пациента характер экспериментальной группы (опытная или контрольная).

1.  Одиночный слепой метод — пациент не знает характеристики своей группы (ожидание пациентом помощи от лечения может повлиять на результат).

2.  Двойной слепой метод — как субъект исследования, так и сборщик данных не знакомы с характером экспериментальной группы (наилучший метод для оценки нового лечения).

H.  Виды исследований

1.  Последовательные исследования оценивают изменение признака или явления в течение определенного времени. Они могут быть проспективными (наблюдение за некоторой исходной гипотетической совокупностью — когортой) или ретроспективными (анализ историй болезни). Ретроспективные исследования являются основным инструментом эпидемиологии.

2.  Профильные исследования оценивают изменение признака или явления в определенной точке времени.

I.  Формулирование гипотезы

1.  Исследователь начинает работу с некоторым интуитивным чувством того явления, которое он будет исследовать (биологическая гипотеза).

2.  Биологическая гипотеза становится статистической гипотезой на стадии планирования исследования.

J.  Логика доказательства

1.  Гипотеза, при которой предполагается, что не существует различия, например, между контрольной и экспериментальной группами, называется нулевой гипотезой. Гипотеза, имеющая малую вероятность (альфа [р] < 0.05), признается негодной и отбрасывается.

2.  Поскольку статистика имеет дело с вероятностью, а не с конкретными величинами, существует возможность получения ошибочного заключения, основанного на нулевой гипотезе.

a.  Ошибка I типа (альфа) — неправильно отвергается нулевая гипотеза (ложноположительный результат). Чем меньше вероятность альфы, тем меньше риск появления ошибки I типа.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
64 Kb
Скачали:
0