Эксперимент и статистика. Научное исследование в медицине. Случайное распределение групп для оценки результата лечения, страница 2

b.  Ошибка II типа (бета) заключается в том, что нулевая гипотеза признается подтвердившейся (ложноотрицательный результат), существенность различий отвергается. Изменчивость популяции увеличивает возможность появления ошибки II типа. Рост числа субъектов, что очень важно для клинических испытаний, повышает ценность альфы (вероятности) и приводит к правильной оценке существенности различий, позволяя избежать ошибки II типа.

K.  Значение

1.  Для хорошей постановки эксперимента требуются правильный подбор контрольных групп, рандомизированное распределение, применение слепого метода и планирование размера выборки.

2.  Анестезиологическое пособие стало настолько безопасным, что может потребоваться нереально большая выборка (от 500 000 до 1 000 000), чтобы определить, например, насколько применение пульсоксиметрии улучшает результат анестезии.

II.  статистический анализ

A.  Статистика — метод работы с группами чисел (X и Y) и определения различия между ними. Статистические методы необходимы, поскольку есть источники изменчивости в любой группе данных, включая случайные биологические вариации и ошибки измерения. Эти ошибки создают предубеждение и снижают точность.

B.  Структура данных. Для выбора верного статистического метода важно точное определение переменных величин для определенного типа данных (табл. 3-1).

C.  Описательная статистика предназначена для описания выборки чисел и характеризует популяцию, откуда делается выборка. Наиболее часто используются два статистических показателя: центр класса и изменчивость (табл. 3-2).

D.  Аналитическая статистика

1.  Анализ гипотезы или анализ значимости — основные направления аналитической статистики (табл. 3-3).

2.  Существуют основные положения, которые определяют выбор статистических тестов, исходя из типов переменных и особенностей экспериментальных данных (табл. 3-4).

a. 

Надпись: Таблица 3-1. 	Типы данных
Типы данных	Определение	Примеры
Интервальные
Дискретный	Данные, измеряемые по шкале целых чисел	Возраст
Количество родов в анамнезе
Постоянный	Данные, измеряемые по шкале с постоянным интервалом	Артериальное давление
Температура
Категорийные
Дихотомные

Номинальные

Порядковые
	Бинарные данные

Качественные данные, которые нельзя классифицировать
Данные классифицируются и измеряются без учета постоянного интервала	Смертность
Пол
Цвет глаз
Категория препарата
Объективное состояние по АОА
Шкала боли

Тест t Стьюдента служит для сравнения средних значений в двух популяциях. Парный t тест используется, когда каждый субъект является для себя контролем (измерения до и после у того же пациента уменьшают изменчивость и увеличивают статистическую мощность). Непарный t тест применяется при сравнении измерений в двух группах субъектов.

b.  Наиболее гибкий подход к сравнению величин между более чем двумя группами называется анализом вариант (ANOVA).

c.  Параметрическая статистика (t тест и анализ вариант) применяется, если популяция следует нормальному распределению.

d.  Непараметрическая статистика может использоваться, когда популяция не следует нормальному распределению.

e.  Тест c2 (хи-квадрат) применяется для анализа таблиц случайных данных.

E.  Интерпретация результатов

1.  Научное исследование не заканчивается статистическим анализом (статистическое значение не всегда соотносится с биологическим смыслом).

2.  Даже малые, клинически незначимые различия между группами могут обнаруживаться, если размер выборки достаточно велик. При уменьшении размера выборки увеличивается вероятность того, что любые различия могут объясняться случайными переменными.

3. 


Если экспериментальные группы при правильно организованном исследовании получат 3 и более доз препарата, наблюдатель может увидеть постепенное увеличение или уменьшение соотношения доза-ответ.

4.  При сравнении альтернативных методов лечения точность результата зависит от правильной постановки задачи.

a.  Ценность отдельно взятой истории болезни минимальна; далее по значению идет ретроспективное исследование; затем проспективная серия сравнения с историческим контролем; наиболее доказательными являются рандомизированные, контролируемые клинические испытания.

b.  Наиболее надежным доказательством проводимого лечения служит серия рандомизированных контролируемых испытаний, подтверждающих избранную гипотезу.

III.  Чтение журнальных статей

A.  Врач, испытывающий дефицит времени, должен выбирать для чтения те журнальные статьи, которые относятся к интересующей проблеме, определяющейся спецификой работы анестезиолога, и заслуживающие доверия (качество методов исследования).

B.  Хотя статистические знания большинства врачей ограничены, чтение журналов может значительно повысить их опыт критической оценки литературы.