Элементы социального действия составляют «единичный акт», в который, по Парсонсу, входит действующее лицо и его ситуационное окружение — неизменные и изменяемые факторы, делающие возможным действие и ограничивающие пространство выбора.
Первый фактор: биологический организм, рассматриваемый как совокупность характеристик, конституирующих видовое отличие Homo sapiens.
Второй фактор: культурные системы, понимаемые как передающиеся из поколения в поколение идеи, идеалы, верования, чувства (включая речь и т.п.).
Третий фактор: индивидуальные характеристики человека
Четвертый фактор: социальная система, к которой принадлежит человек.
Каждая система действия должна: 1) приспособиться к окружению (адаптация); 2) иметь средства для достижения целей и мобилизации ресурсов (целеполагание); 3) поддерживать свое единство — внутреннюю координацию частей (интеграция); 4) стремиться к состоянию равновесия (поддержание культурного образца).
Биологический фактор (организм) выполняет функцию адаптации; личностный фактор — функцию целеполагания; социальный фактор — функцию интеграции; культурный фактор — функцию поддержания образца. С помощью организма мы адаптируемся, с помощью личности достигаем духовных целей, с помощью социума интегрируемся, с помощью культуры внутренне развиваемся.
В свою очередь, социальный фактор содержит четыре подсистемы.
Экономическая, выполняет функцию адаптации к природному окружению.
Политическая, выполняет функцию целеполагания, включая все формы принятия решений, стандартизацию целей и мобилизацию ресурсов на их достижение.
Социеталъная. выполняет функцию интеграции, включая все институты социального контроля от законов до неформальных правил.
Социализациия выполняет функцию поддержания образца, включая человека в существующие культурные системы.
Общую теорию действия Парсонс применяет к реальному процессу социального развития, например, переход от аграрного к индустриальному обществу представляет собой разделение экономической и социетальной систем, а именно производства и семьи, которая до этого была производственной единицей общества. Разделение происходит, если система в новом состоянии обладает большей адаптационной способностью (это главный фактор направления эволюции) — работа выполняется более рационально и эффективно, возрастает производительность труда. Таким образом, появляются новые подсистемы, которые интегрируются в более широкие политические и социетальные общности с образованием новой системы ценностей. В целом, растет разнообразие социальной системы, ее сложность, уровень интегративности, эффективность функционирования; формируются новые ценности, и это происходит на основе принципа интегративного разнообразия.
Говоря об эволюции, Парсонс утверждает, что она заключает в себе следующие элементы: 1) дифференциацию социальных единиц, 2) установление в дифференцирующихся системах новых принципов интеграции; 3) возрастание способности к выживанию. Первые два элемента можно объединить, назвав принципом интегративного разнообразия.
Каждая подсистема в процессе ее разделения теряет часть своих функций, отдавая их вновь образующимся подсистемам, и если у нее не появляются новые функции, ее значение в социальном целом уменьшается. Возвращаясь к примеру разделения производства и семьи, можно заключить, что уменьшение производственной функции семьи в процессе перехода от аграрного к индустриальному обществу приводит к уменьшению значения семьи. Таким образом, теория социального действия дает содержательный ответ на проблему кризиса современной семьи.
Чтобы лучше понять теорию Парсонса и осознать ее абстрактный характер, полезно применить ее к обстоятельствам собственной индивидуальной жизни. Каждое действие человека при желании можно разложить на четыре функции: адаптацию, целеполагание, интеграцию и поддержание образца. Можно даже представить развитие человека на разных этапах как последовательное осуществление каждой из отмеченных четырех функций: сначала человек преимущественно адаптируется к окружающей обстановке, затем следует определенным культурным образцам, затем интегрируется и, наконец, достигает определенных целей, хотя, конечно, речь может идти только о преобладании какой-либо из функций на разных стадияхжизни.
Теория Парсонса имеет отношение ко всем видам социального действия, в том числе и на индивидуальном уровне. То, что это имеет место, говорит о ее чрезмерно высокой степени абстрактности. Абстрактность — палка о двух концах. С одной стороны, она позволяет получить теорию большой обобщающей силы, под которую можно подвести очень много эмпирических фактов (даже не только из данной дисциплины), а с другой — абстрактность мешает уловить конкретную специфику именно данной предметной области.
Теория социального действия как дифференциации продолжает традиции Дюркгейма и Зиммеля, и здесь возникает проблема соотношения дифференциации и индивидуализации. По идее дифференциация должна повышать уровень конфликтности, но это нейтрализуется гибкостью социальных институтов.
Как следствие, растет управляемость и, стало быть, бюрократизация
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.