Теория социального действия. Элементы социального действия. Американский социолог Т. Парсонс и его теория

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Элементы социального действия составляют «единичный акт», в который, по Парсонсу, входит действующее лицо и его ситуационное окружение — неизменные и изменяемые факторы, делающие возможным действие и ограничивающие пространство выбора.

Первый фактор: биологический организм, рассматриваемый как совокупность характеристик, конституирующих видовое отличие Homo sapiens.

Второй фактор: культурные системы, понимаемые как передающиеся из поколения в поколение идеи, идеалы, верования, чувства (включая речь и т.п.).

Третий фактор: индивидуальные характеристики человека

Четвертый фактор: социальная система, к которой принадлежит человек.

Каждая система действия должна: 1) приспособиться к окружению (адаптация); 2) иметь средства для достижения целей и мобилизации ресурсов (целеполагание); 3) поддерживать свое единство — внутреннюю координацию частей (интеграция); 4) стремиться к состоянию равновесия (поддержание культурного образца).

Биологический фактор (организм) выполняет функцию адаптации; личностный фактор — функцию целеполагания; социальный фактор — функцию интеграции; культурный фактор — функцию поддержания образца. С помощью организма мы адаптируемся, с помощью личности достигаем духовных целей, с помощью социума интегрируемся, с помощью культуры внутренне развиваемся.

В свою очередь, социальный фактор содержит четыре подсистемы.

Экономическая, выполняет функцию адаптации к природному окружению.

Политическая, выполняет функцию целеполагания, включая все формы принятия решений, стандартизацию целей и мобилизацию ресурсов на их достижение.

Социеталъная. выполняет функцию интеграции, включая все институты социального контроля от законов до неформальных правил.

Социализациия выполняет функцию поддержания образца, включая человека в существующие культурные системы.

Общую теорию действия Парсонс применяет к реальному процессу социального развития, например, переход от аграрного к индустриальному обществу представляет собой разделение экономической и социетальной систем, а именно производства и семьи, которая до этого была производственной единицей общества. Разделение происходит, если система в новом состоянии обладает большей адаптационной способностью (это главный фактор направления эволюции) — работа выполняется более рационально и эффективно, возрастает производительность труда. Таким образом, появляются новые подсистемы, которые интегрируются в более широкие политические и социетальные общности с образованием новой системы ценностей. В целом, растет разнообразие социальной системы, ее сложность, уровень интегративности, эффективность функционирования; формируются новые ценности, и это происходит на основе принципа интегративного разнообразия.

Говоря об эволюции, Парсонс утверждает, что она заключает в себе следующие элементы: 1) дифференциацию социальных единиц, 2) установление в дифференцирующихся системах новых принципов интеграции; 3) возрастание способности к выживанию. Первые два элемента можно объединить, назвав принципом интегративного разнообразия.

Каждая подсистема в процессе ее разделения теряет часть своих функций, отдавая их вновь образующимся подсистемам, и если у нее не появляются новые функции, ее значение в социальном целом уменьшается. Возвращаясь к примеру разделения производства и семьи, можно заключить, что уменьшение производственной функции семьи в процессе перехода от аграрного к индустриальному обществу приводит к уменьшению значения семьи. Таким образом, теория социального действия дает содержательный ответ на проблему кризиса современной семьи.

Чтобы лучше понять теорию Парсонса и осознать ее абстрактный характер, полезно применить ее к обстоятельствам собственной индивидуальной жизни. Каждое действие человека при желании можно разложить на четыре функции: адаптацию, целеполагание, интеграцию и поддержание образца. Можно даже представить развитие человека на разных этапах как последовательное осуществление каждой из отмеченных четырех функций: сначала человек преимущественно адаптируется к окружающей обстановке, затем следует определенным культурным образцам, затем интегрируется и, наконец, достигает определенных целей, хотя, конечно, речь может идти только о преобладании какой-либо из функций на разных стадияхжизни.

Теория Парсонса имеет отношение ко всем видам социального действия, в том числе и на индивидуальном уровне. То, что это имеет место, говорит о ее чрезмерно высокой степени абстрактности. Абстрактность — палка о двух концах. С одной стороны, она позволяет получить теорию большой обобщающей силы, под которую можно подвести очень много эмпирических фактов (даже не только из данной дисциплины), а с другой — абстрактность мешает уловить конкретную специфику именно данной предметной области.

Теория социального действия как дифференциации продолжает традиции Дюркгейма и Зиммеля, и здесь возникает проблема соотношения дифференциации и индивидуализации. По идее дифференциация должна повышать уровень конфликтности, но это нейтрализуется гибкостью социальных институтов.

Как следствие, растет управляемость и, стало быть, бюрократизация

Похожие материалы

Информация о работе