Поиск неисправностей на локомотиве значительно облегчается, если известно расположение и назначение аппаратов в электрической схеме. Это, в первую очередь, относится к репе управления, контакты которых коммутируют, как правило, несколько ие связанных между собой цепей. Особенно важно владеть такими знаниями локомотивным бригадам, обслуживаемым наиболее распространенные на магистралях России тепловозы типа ТЭ10, тех как на них используются шесть вариантов электрических схем, которые имеют непринципиальные отличия.
Реле времени РВ1
Предназначено для формирования выдержки времени, в течение которого происходит предпусковая прокачка масляной системы дизеля. Реле включается после нажатия на кнопку «Пуск дизеля» и через 90 с обеспечивает включение пусковых контакторов.
Реле времени РВ2
С помощью данного реле формируется выдержка времени, в течение которого пусковые контакторы могут находиться во включенном положении. Как известно, при этом тяговый генератор подключен к аккумуляторной батарее и, работая в режиме двигателя, вращает коленчатые валы дизеля.
В связи с тем, что ток, протекающий по обмоткам генератора, равен 700 — 900 А, то для исключения значительного разряда батареи время работы генератора в режиме двигателя должно быть ограничено. В частности, на тепловозе 2ТЭ10М оно принято равным 30 с. Если в течение этого времени после включения пусковых контакторов дизель не запустился, то реле РВ2 осуществляет разборку схемы пуска и отключение пусковых контакторов.
Реле времени РВЗ
Тепловоз из режима тяги выводится размыканием контакторов ВВ, КВ и П1 — П6. После отключения контакторов ВВ и КВ э.д.с. тягового генератора и, соответственно, токи тяговых двигателей в течение некоторого времени уменьшаются до нуля. Если перечисленные контакторы отключаются одновременно, то главные контакты поездных контакторов П1 — П6 будут размыкаться под током, что будет сопровождаться их повышенным износом из-за возникновения электрической дуги.
Чтобы уменьшить износ контактов, необходимо отключать поездные контакторы с некоторой задержкой. Для этого и предназначено реле РВЗ, контакты которого обрывают цепь питания катушек поездных контакторов через 1,3 — 1,5 с после отключения контакторов ВВ и КВ. В результате размыкание главных контактов поездных контакторов происходит без возникновения дуги, что значительно уменьшает их износ.
Реле времени РВ4
Данное реле предотвращает переход тяговых двигателей на режимы ослабленного поля при боксовании, если они работали в режиме полного поля. Разрыв цепи питания катушек контакторов ВШ1 и ВШ2 размыкающими контактами РВ4 происходит одновременно с включением реле боксования, а восстановление этой цепи — с выдержкой времени 3 с.
Предназначено для уменьшения мощности тягового генератора при боксовании колесных пар, если тяговые двигатели работают на режимах ослабленного или полного поля, но при отключенном АУР. Введение части резистора ССН в цепь задающей обмотки амплистата для снижения мощности происходит одновременно с включением реле боксоваиия РБ2 или РБЗ. а шунтирование ее размыкающими контактами РВЗ — через 1,5 с после отключения этих реле.
В некоторых вариантах схемы тепловоза типа ТЭ10М при боксовании замыкающие контакты РВ5 шунтируют часть резистора СОУ, в цепи обмотки управления амплистата, независимо от состояния АУР и режима возбуждения тяговых двигателей.
Реле давления масла РДМ1
Обеспечивает защиту работающего дизеля от недопустимого снижения давления масла в его системе. Если давление станет менее 0,5 кгс/см2, то контакты реле РДМ1 размыкаются и обрывают цепь питания катушки реле управления РУ9, что в конечном итоге приводит к остановке дизеля.
Реле давления масла РДМ2
Служит для защиты дизеля от недопустимого снижения давления масла при работе под нагрузкой на 12 — 15-й позициях контроллера. Если давление масла в верхнем коллекторе в процессе эксплуатации дизеля станет менее 1,1 кгс/см2, то контакты реле РДМ2 размыкаются и обрывают цепь питания катушки реле управления РУ2, что приводит к отключению контакторов ВВ и КВ. При этом дизель переходит на режим холостого хода.
Дифференциальный манометр КДМ
Предупреждает взрыв паров масла в картере дизеля. При избыточном давлении в картере 7 мм вод. ст. электропроводящая жидкость замыкает первую пару контактов КДМ, что приводит к включению сигнальной лампы «Давление в картере». Если давление паров масла продолжает увеличиваться и достигает 35 мм вод. ст., то замыкается вторая пара контактов КДМ. Они собирают цепь питания на катушку реле управления РУ7, которое ос-1анавливает дизель.
Температурные реле воды (ТРВ) и масла (ТРМ)
Обеспечивают защиту дизеля от недопустимого повышения температур воды и масла. Если температура воды превысит 97 °С, а масла 87 °С, то контакты соответствующего реле размыкаются и обрывают цепь питания катушки реле управления РУ2. что вызывает отключение контакторов ВВ и КВ. При этом дизель переходит на режим холостого хода.
Реле давления воздуха РДВ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.