Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества. Налоги, исчисляемые и взимаемые с физических лиц и предприятий

Страницы работы

Фрагмент текста работы

35. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества.

Основная группировка налогов и сборов на рынке недвижимости формируется по наиболее практически значимому субъектному признаку, отражающему субъектно-объектные отношения собственности — отношения людей (физических лиц) и хозяйствующих единиц (предприятий, организаций) к предметам недвижимого имущества, т. е. по категориям налогоплательщиков, которые владеют, пользуются и распоряжаются различными объектами недвижимости:

1. Налоги, исчисляемые и взимаемые с физических лиц. При этом к физическим лицам - плательщикам налогов и (или) сборов в сфере недвижимости относятся:

соответствующие налоговые резиденты — граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, фактически находящиеся на территории РБне менее 183 дней в календарном году;

физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РБ, но получающие доходы от источников (недвижимости), расположенных в РБ.

2. Налоги с предприятий — юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством РБ, а также иностранных фирм (компаний), обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законами иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, созданных на территории РБ.

Существенное экономическое значение в системе налогообложения недвижимости имеет группировка налогов и (или) сборов по уровням государственного управления в стране (рис 6.1),соответствующим укрупненному административному устройству  как федерального государства по иерархическим уровням. Налоговый кодекс выделяет два вида налогов и сборов: -  республиканские — устанавливаются в соответствии с НК, вводятся в действие законами субъектов РБ и взимаются только на территории соответствующих субъектов поступая в государственный бюджет; -  местные — вводятся в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих муниципальных образований и поступают в местный бюджет.

В организационном отношении по объектам налогообложения все налоги и сборы в области недвижимости можно подразделить на две взаимосвязанные, но имеющие специфические особенности, разновидности:

-  налоги на недвижимые объекты как овеществленный инвестиционный капитал в форме имущества, используемого для удовлетворения личных потребностей или осуществления бизнеса, периодически выплачиваемые в течение всего периода нахождения имущества в собственности физических, а также и во владении и пользовании юридических лиц;

-  налоги и сборы, выплачиваемые при совершении с объектами недвижимости сделок купли-продажи, дарения, наследования, сдачи внаем или аренду, ипотеки и др.

По четвертому признаку — физической природе объектов недвижимости и их функционально-целевому назначению выделяются следующие виды налогов и сборов:

-  земельный налог; -  лесной налог; -  налог на пользование недрами; -  налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; -  налог на водно-воздушные транспортные средства, подлежащие государственной регистрации и приравненные к недвижимым предметам.

Любой вид налога считается установленным только в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

-  объект налогообложения; -  налоговая база; -  налоговый период; -  налоговая ставка; -  порядок исчисления налога; -  порядок и сроки уплаты налога; -  возможные налоговые льготы в необходимых случаях.

При установлении сборов также определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

34. Понятие и общие положения в налогообложении недвижимости

Владение, пользование и управление объектами недвижимости в той или иной форме связанно с выплатой различных налогов и сборов для финансового обеспечения деятельности государства и регулирования условий производства, структуры народного хозяйства, инвестирования в основные фонды и решения многих других экономических и социальных задач страны.

В процессе налоговых отношений по поводу недвижимого имущества и сделок с ними на одной стороне выступают налогоплательщики — предприятия и физические лица, а на другой налоговые агенты и различные учреждения и организации, выполняющие свои особые функции в системе налогообложения, в том числе:

-  Министерство  по налогам и сборам (МНС), его подразделения на местах; -  государственные органы исполнительной власти и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие (помимо МНС) прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой (сборщики налогов и сборов); -  Министерство финансов , финансовые органы администраций краев, областей, районов и городов — при решении вопросов по отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов; -  комитет государственного контроля-выявление, предупреждение

Похожие материалы

Информация о работе