35. Система налогов и сборов в сфере недвижимого имущества.
Основная группировка налогов и сборов на рынке недвижимости формируется по наиболее практически значимому субъектному признаку, отражающему субъектно-объектные отношения собственности — отношения людей (физических лиц) и хозяйствующих единиц (предприятий, организаций) к предметам недвижимого имущества, т. е. по категориям налогоплательщиков, которые владеют, пользуются и распоряжаются различными объектами недвижимости:
1. Налоги, исчисляемые и взимаемые с физических лиц. При этом к физическим лицам - плательщикам налогов и (или) сборов в сфере недвижимости относятся:
соответствующие налоговые резиденты — граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, фактически находящиеся на территории РБне менее 183 дней в календарном году;
физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РБ, но получающие доходы от источников (недвижимости), расположенных в РБ.
2. Налоги с предприятий — юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством РБ, а также иностранных фирм (компаний), обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законами иностранных государств, международных организаций, их филиалов и представительств, созданных на территории РБ.
Существенное экономическое значение в системе налогообложения недвижимости имеет группировка налогов и (или) сборов по уровням государственного управления в стране (рис 6.1),соответствующим укрупненному административному устройству как федерального государства по иерархическим уровням. Налоговый кодекс выделяет два вида налогов и сборов: - республиканские — устанавливаются в соответствии с НК, вводятся в действие законами субъектов РБ и взимаются только на территории соответствующих субъектов поступая в государственный бюджет; - местные — вводятся в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих муниципальных образований и поступают в местный бюджет.
В организационном отношении по объектам налогообложения все налоги и сборы в области недвижимости можно подразделить на две взаимосвязанные, но имеющие специфические особенности, разновидности:
- налоги на недвижимые объекты как овеществленный инвестиционный капитал в форме имущества, используемого для удовлетворения личных потребностей или осуществления бизнеса, периодически выплачиваемые в течение всего периода нахождения имущества в собственности физических, а также и во владении и пользовании юридических лиц;
- налоги и сборы, выплачиваемые при совершении с объектами недвижимости сделок купли-продажи, дарения, наследования, сдачи внаем или аренду, ипотеки и др.
По четвертому признаку — физической природе объектов недвижимости и их функционально-целевому назначению выделяются следующие виды налогов и сборов:
- земельный налог; - лесной налог; - налог на пользование недрами; - налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; - налог на водно-воздушные транспортные средства, подлежащие государственной регистрации и приравненные к недвижимым предметам.
Любой вид налога считается установленным только в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
- объект налогообложения; - налоговая база; - налоговый период; - налоговая ставка; - порядок исчисления налога; - порядок и сроки уплаты налога; - возможные налоговые льготы в необходимых случаях.
При установлении сборов также определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
34. Понятие и общие положения в налогообложении недвижимости
Владение, пользование и управление объектами недвижимости в той или иной форме связанно с выплатой различных налогов и сборов для финансового обеспечения деятельности государства и регулирования условий производства, структуры народного хозяйства, инвестирования в основные фонды и решения многих других экономических и социальных задач страны.
В процессе налоговых отношений по поводу недвижимого имущества и сделок с ними на одной стороне выступают налогоплательщики — предприятия и физические лица, а на другой налоговые агенты и различные учреждения и организации, выполняющие свои особые функции в системе налогообложения, в том числе:
- Министерство по налогам и сборам (МНС), его подразделения на местах; - государственные органы исполнительной власти и местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие (помимо МНС) прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой (сборщики налогов и сборов); - Министерство финансов , финансовые органы администраций краев, областей, районов и городов — при решении вопросов по отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов; - комитет государственного контроля-выявление, предупреждение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.