МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургское высшее военное училище радиоэлектроники
(военный институт)
Кафедра № 8
“ УТВЕРЖДАЮ”
НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ № 8
ПОЛКОВНИК В. Пономарев
"______" ___________ 200_ г.
Методическая разработка
для проведения практического занятия № 13
по дисциплине “ Цифровые устройства и микропроцессоры “
Тема № 8 |
Особенности функционирования микропроцессоров |
Занятие № 45 |
Анализ работы МП при выполнении команд |
|
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
1.
2. Помочь курсантам систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания курсантов, полученные на лекциях №21, №22.
3. Обучить курсантов методам и приемам решения практических задач используемых в процессе анализа работы МП при выполнении команд.
4. Развивать у курсантов навыки в разработке отчетной документации, самостоятельной практической работы при выполнении пунктов задания, в работе на ВТ, в пользовании справочными таблицами распечатки системы команд МП.
Литература:
1. Пятибратов А.П. и др. «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. »-М.: Финансы и статистика, 1998. с.122-139.
2. Гилмор Ч. «Введение в микропроцессорную технику»: Пер. с англ. - М.: Мир, 1984., с. 94-195.
3. Вершинин О.Е. «Применение микропроцессоров для автоматизации технологических процессов». - Л.: Энергоатомиздат. Отд-ние, 1986. с.122-126
4. «Инструкция по работе с АИЛК «Микро-580».
5. Распечатка системы команд МП.
1. Слайды: "Структурная схема МП".
2. Системные справочные материалы АИЛК "Микро-580".
1. "Лектор-2000".
Вводная часть (введение) |
- 5 мин. |
Проверка подготовки курсантов к занятию |
- 10 мин |
Основная часть (учебные вопросы ): |
- 70 мин. |
1. Анализ работы МП при выполнении команд пересылки данных. |
- 20 мин. |
2. Анализ работы МП при выполнении арифметических команд. |
- 25 мин. |
3. Анализ работы МП при выполнении логических команд. |
- 25 мин. |
Заключительная часть (заключение) |
- 5 мин. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Общие организационно-методические рекомендации.
Практическое занятие проводится одним преподавателем в учебной аудитории (классе).
При проведении занятия главное внимание уделить привитию курсантам твердых практических навыков по разработке программ, содержащих команды пересылки данных, арифметические и логические команды, в машинных кодах МП и на языке программирования "Ассемблер" с последующим анализом функционирования основных узлов и блоков МП при выполнении программ по его структурной схеме.
2. Методические указания по вводной части.
Принять рапорт дежурного. Проверить наличие и внешний вид курсантов, подготовку класса к занятию. Дать указания на устранение выявленных недостатков.
Объявить тему, отрабатываемые вопросы, план занятия, учебные и воспитательные цели.
3. Методика проверки подготовки курсантов к занятию.
Проверку подготовки курсантов к занятию провести путем письменной «летучки» по восьми вариантам (см. Приложение1) по разработке линейных программ, в машинных кодах МП и на языке программирования "Ассемблер". Перед тем как раздать задания преподаватель кратко доводит требования по оформлению решений, отводимое время, дает команду дежурному раздать распечатки с системой команд МП, высвечивает слайд "Структурная схема микропроцессора".
4. Методические рекомендации по отработке учебных вопросов.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов занятия, необходимо напомнить обучаемым назначение регистра флагов МП, его разрядов, организацию условных и безусловных переходов при выполнении МП соответствующих команд.
Практическое занятие №13 фактически является продолжением практических занятий №10,11 и 12, поэтому методические рекомендации по отработке учебных вопросов аналогичны.
Учебная группа приступает к разработке программ в машинных кодах и на языке программирования «Ассемблер», используя распечатку системы команд МП.
Для каждой задачи, условия которой даются преподавателем под запись, составляется блок-схема алгоритма её выполнения, а затем вершинам алгоритма ставятся в соответствие команды из имеющегося набора. Данная работа проводится курсантами у доски, а также самостоятельно на местах. Преподаватель выдает задание по разработке нескольких программ, для того чтобы успевающие могли отработать максимально возможное количество задач, а также, в ходе занятия, выявляет отстающих и помогает им разобраться в вопросах вызывающих затруднения.
1. Анализ работы МП при выполнении команд пересылки данных
Задача № 1.
Составить программу для получения временной задержки равной Тзад.
Решение:
Функция временной задержки часто используется при разработке цифровых устройств, таких как линии задержки и т.д. Реализация временной задержки осуществляется достаточно просто, так как тактовая частота работы процессора обычно стабилизирована с высокой точностью.
Вопрос. Как организовать задержку на заданную величину.
Ответ. Задержка на малое время, единицы микросекунд, реализуется за счет выполнения команд, причем необходимо чтобы их выполнение не приводило к изменению содержимого регистров.
Какие это команды.
Функция |
Перевод |
Мнемоника |
Число байт |
Q-код |
H-код |
Объектный код |
Число тактов |
Нет операции |
No Operation |
NOP |
1 |
000 |
00 |
00000000 |
4 |
Сложить со вторым байтом команды |
Add Immediate |
ADI <B2> |
2 |
306 |
C6 |
11000110 |
7 |
Обменять содержимое HL на содержимое стека |
Exchange HL |
XTHL |
1 |
343 |
E3 |
11100011 |
18 |
Занести в стек |
Push |
PUSH R |
1 |
3S5 |
C5+8R |
11sss101 |
11 |
Извлечь из стека |
Pull up |
POP В |
1 |
3D1 |
C1+8R |
11ddd001 |
10 |
Переместить |
Move |
MOV R1,R2 |
1 |
1DS |
40+ 8R1+R2 |
01dddsss |
5 |
Обменять содержимое HL на содержимое DE |
Exchange |
XCHG |
1 |
353 |
EB |
11101011 |
4 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.