Униполярные машины. Простейшая дисковая униполярная машина. Униполярная машина цилиндрического типа

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.О.СУХОГО

Факультет автоматизированных и информационных систем

Кафедра «Автоматизированный электропривод»

Лабораторная работа

по специальным электрическим машинам

«Униполярные машины»

Исполнитель:    студент гр. ЭП-31                                                                                                            

Руководитель:  

Гомель, 2006

Лабораторная работа

Униполярные машины

Наличие коллектора— существенный недостаток машин постоянного тока, так как он является причиной целого ряда неполадок при эксплуатации машин. С появлением первых коллекторных машин постоянного тока наряду с их совершенствованием велись работы по созданию бесколлекторных машин постоянного тока. Это привело к созданию еще в первой половине прошлого столетия первых униполярных машин. В последующие годы до настоящего времени работы по совершенствованию униполярных машин не прекращались.

Униполярная машина — это бесколлекторная машина постоянного тока, в которой направление наведенной в якоре ЭДС остается неизменной в процессе вращения якоря, что позволяет получить постоянный ток без коммутации, а следовательно, и без коллектора.

Простейшая дисковая униполярная машина состоит из металлического диска 1, выполняющего роль якоря. Диск закреплен на валу 3 (рис. 1). Верхняя часть диска находится между полюсами постоянного магнита 5. На поверхность диска, в месте расположения магнита, и на вал наложены щетки 4 и 2. Если к этим щеткам подвести напряжение от источника постоянного тока, то ток через щетку 4, диск и вал будет проходить на щетку 2 (пунктирная линия). Проходя через диск, этот ток будет взаимодействовать с полем магнита и создаст электромагнитный момент, который приведет диск (якорь) во вращение, т. е. униполярная машина будет работать в двигательном режиме.

Рис. 1. Простейшая дисковая униполярная машина

При вращении диска направление тока в нем будет оставаться неизменным, а поэтому также неизменным будет направление вращения диска. Эта же машина может работать и в генераторном режиме. Если посредством приводного двигателя вращать диск, то в его слоях при прохождении ими межполюсного пространства будет наводиться ЭДС, направление которой неизменно.

Более совершенной является униполярная машина цилиндрического типа. Принцип работы такой машины в генераторном режиме состоит в следующем (рис. 2): при вращении цилиндрического якоря 1 его слои пересекают магнитные линии поля, созданного обмоткой возбуждения в виде цилиндрической катушки 3, расположенной внутри станины 5; ЭДС, наведенная в якоре, снимается щетками, наложенными непосредственно на поверхность якоря.

Рис. 2. Униполярная машина цилиндрического типа

Одно из принципиальных отличий униполярной машины — отсутствие в ней обмотки якоря. Поэтому ЭДС униполярных машин обычно невелика и составляет 5—40 В. Но униполярные машины позволяют получать весьма значительные токи — до 50-103 А. При таких больших токах возникают затруднения в съеме этого тока с вращающегося якоря. Поэтому униполярные машины с предельными значениями снимаемого тока выполняются обычно с жидкостным токосъемом, предусматривающим применение жидкого металла (натрий, калий), циркулирующего между неподвижной и вращающейся частями машины.

Униполярные машины применяют в качестве источников тока в установках для электрохимических процессов, в электромагнитных ускорителях заряженных частиц, для стыковой электросварки.

Рис. 1. Простейшая дисковая униполярная машина

Рис. 2. Униполярная машина цилиндрического типа

Похожие материалы

Информация о работе