Посредник во взаимодействии личности, семьи, общества. Грань выживания. Диаграмма потребности школы и семьи в социальном педагоге

Страницы работы

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П. О. СУХОГО

Факультет автоматизированных и информационных систем

Кафедра «Промышленная электроника»

Реферат

на тему:  «ПОСРЕДНИК ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЛИЧНОСТИ,

СЕМЬИ, ОБЩЕСТВА»

Выполнил студент гр. ПЭ-42

Гомель 2006

ПОСРЕДНИК ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЛИЧНОСТИ,

СЕМЬИ, ОБЩЕСТВА.

Как показал анализ проблемы защиты семьи и ребенка, обоснование статуса семейного социального педагога предполагает выявление наиболее существенных историко-философских, культурологических, социально-педагогических факторов. Они уходят не только в далекое прошлое мировой практики, но и составляют заметную основу этнокультурных традиций, религиозных учений. Отражая многообразные по содержанию и направленности социальные движения и программы, инициативные усилия частных лиц по защите нуждающихся, на протяжении всей истории человечества прослеживаются возрастание гуманного отношения к ребенку и расширение сферы социальности.

Социально-педагогические факторы связаны с двумя общественными условиями:

-  нужда и бедность в промышленном обществе,

-  общественное стремление устранить или смягчить нужду, улучшить жизнь различных слоев населения.

Открытость и подвижность социальной педагогики как в теории, так и на практике послужили основанием деятельности семейных социальных педагогов.

Необходимо отметить, что становление и развитие социальной педагогики как направления научного знания и социальной работы как профессии в нашей стране осуществлялось не с нулевой отметки. Оно основывалось «на мощной базе, созданной представителями других профессий, и фактически распределялось между воспитателями и практическими психологами, работниками культуры, здравоохранения и спорта, органами соцобеспечения и охраны порядка, различными общественными организациями. Социальная работа в России все предшествующие годы развивалась непосредственно на местах, где создавались и совершенствовались ее различные модели, формы и технологии, проводились научные исследования в этой области».

Для современного этапа жизнедеятельности нашего общества характерна сопряженность происходящих негативных изменений в области жизнеобеспечения населения с преодолением сложных противоречий в сфере нравственного и духовного развития. Общественное сознание находится «в поисках социально-мировоззренческих альтернатив в связи с идеологическим и политическим кризисом в стране, потерей идеалов и ценностей. Распад традиционных общественных структур, ориентация экономики на рыночные отношения вызвали мощный накал социальных проблем, кризисные симптомы в жизни семьи, отдельного человека: нужда и бедность, инвалидность, национальные и психологические конфликты, стрессы, безработица и бездомность, суициды, алкоголизм, наркомания, преступность».

Таким образом, исходя из современной ситуации развития общества, следует отметить, что сложные нестабильные условия жизни вызывают непредвиденные изменения в настроениях различных групп населения, способствуют возникновению социальных болезней, с которыми пострадавший не может справиться собственными силами, создают трудности адаптации к снижению жизненного уровня.

Так, начиная с 1991 г. социальный статус семьи стремительно снижается. Ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15 — 20 %, и интенсивность этого процесса нарастает. Больше половины семей, особенно неполных (с одним родителем, преимущественно с матерью), практически живут ниже уровня бедности или стоят на грани выживания. Граньвыживания— это новый показатель социально-экономического положения семьи, появившийся в последнее время в работах социологов. Ниже этой грани — голодная смерть.

Вследствие социального расслоения современного общества появились бедные, богатые, среднего достатка и нищие семьи. Отсюда семейному социальному педагогу надлежит работать с разными типами семей, разительно отличающимися друг от друга.

По данным нашего исследования, особенно испытывают трудности 93 % многодетных и неполных семей. В основном семейный социальный педагог имеет дело с проблемными семьями, которые характеризуются состоянием неблагополучия по тем или иным показателям: неполная (уход из семьи одного из родителей, чаще всего отца); материнская (безбрачная); многодетная; аморальная; асоциальная; привычно конфликтная; педагогически несостоятельная; маргинальная; с факторами риска (отягощенной наследственностью, серьезными болезнями близких, соматическими заболеваниями, эмоциональными и физическими перегрузками, вредными привычками (алкоголь, наркотики, курение и др.). Неожиданное событие (несчастный случай, смерть близкого человека, временная и длительная безработица, статус беженца) может вызвать тяжелый кризис в семье. Из этого следует, что, с одной стороны, современная семья — составляющая социальной напряженности в обществе, где возрастает опасная тенденция самоустранения родителей от воспитания, появляется социальное сиротство. С другой стороны, после распада системы прежнего государственного устройства, его трансформации, а также с принятием Закона РФ «Об образовании» возникли предпосылки для творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Выйти из этого противоречия можно только при одном условии: семье нужны помощь и защита, но особенно ребенку.

Анализ образования в России на современном этапе показывает, что, несмотря на все ошибки и неудачи воспитания и обучения в школе, в той или иной мере «создаются условия для реализации необходимых потребностей детей: физиологических, эстетических, в познании, общении и т.д. Школа не осознает своего предназначения в защите ребенка, так как условия для этого в школе планомерно никогда не создавались»

Нереализованность потребности в защите детей в, школе подтверждают материалы проведенного в начале 90-х годов XX в. социологического исследования «Отношение к классному руководству», в котором приняли участие более 20 тыс. респондентов из 10 регионов России. 53,8 % учащихся 5 — 6 классов и 65 % учащихся 7—8 классов отметили, что им необходим «защитник их интересов в школе». Это подтвердилось в исследовании, проведенном в 1996 г. в лаборатории воспитательных инноваций ИПК и ППК г. Вологды.

Как показал анализ карты семьи, наибольшую трудность для родителей представляют установление доверительных отношений с ребенком, умение вести с ним беседу в атмосфере доверия и взаимопонимания. Многие родители не учитывают возрастные изменения в психике ребенка

Похожие материалы

Информация о работе