2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РЕМОНТА
2.1 Проектирование технологического процесса якоря тягового генератора
2.1.1 Основные неисправности якоря тягового генератора и составление технологической схемы ремонта
В якоре электрической машины под действием динамических ударов от неровностей пути, центробежных сил и вибраций могут возникать повышенные износы, трещины, забоины и задиры. Одновременно резкие колебания напряжения, значительные броски тока могут вызывать повышенное искрение, перебросы электрических дуг. Это, в свою очередь, будет приводить к прожогам и оплавлениям отдельных элементов якоря, к появлениям дефектов в его изоляции.
Износы в виде местной выработки могут возникать как в металлических деталях, так и в изоляции. Повышенный износ посадочных поверхностей будет приводить к ослаблению посадки колец, втулок; износ резьб – к нарушению прочности болтовых соединений; потертости изоляции – к снижению ее электрической прочности, а иногда и к пробою. Наиболее часто повышенные износы возникают на рабочей поверхности коллектора, в результате чего ухудшаются условия токосъема и сокращается срок его службы.
Задиры и забоины чаще всего возникают в результате попадания в машину твердых загрязнений ( например, песка ), ударов, наносимых друг другу деталями с ослабшим креплением, а иногда и в результате случайных ударов, нанесенных при ремонте или осмотре. Наиболее опасны задиры и забоины на ответственных поверхностях – на рабочей части коллектора, посадочных поверхностях вала и др.
Трещины могут возникать в валах, фланцах, нажимных шайбах, в уплотняющих кольцах, в крепежных элементах, втулках, болтовых соединениях и во многих других элементах.
Прожоги возникают, обычно в результате перебросов электрических дуг. В эксплуатации наблюдаются случаи прожогов, как металлических элементов якорей, так и их изоляции, например прожог листов пакета якоря, лобовых частей якорной обмотки, миканитовых манжет, бандажей и передних нажимных конусов коллектора и др. Прожоги весьма опасны, так как часто являются причиной выхода якоря из строя и постановки машины на внеплановый ремонт.
Подгары и оплавления чаще всего возникают на коллекторе машины в результате повышенного искрения под щетками или от кругового огня. Подгорают или оплавляются коллекторные пластины, выгорает миканитовая изоляция между ними. Подгары могут возникать и на миканитовом конусе коллектора при перебросах электрических дуг. От повышенного нагрева, возникающего в якорной обмотке при прохождении по ней большого тока, происходит ухудшение контакта в местах впайки секций обмотки в петушки коллекторных пластин, а иногда и выплавление проводников обмотки из петушков.
Старение изоляции якоря, являющееся процессом длительным, заметно ускоряется в результате возникающих в эксплуатации перегревов, повышенной влажности, воздействия электрического поля. При этом сопротивление изоляции и ее механическая прочность снижаются и в ней могут возникать тепловые и электрические пробои, особенно при значительном повышении напряжения, подводимого к коллектору двигателя, или при местных перенапряжениях. В результате в обмотках могут возникать короткие замыкания между отдельными витками катушек, между катушками, а также между обмоткой и прилегающими металлическими частями.
Ослабление крепления различных элементов якоря в основном происходит из-за воздействия на них динамических, магнитных, центробежных сил и вибраций. В результате ослабляется посадка коллектора и втулки якоря на валу, сердечника нажимной шайбы на втулке, слабнут болтовые крепления, снижается плотность затяжки коллектора, слабнут, а иногда и лопаются бандажи крепления обмотки в пазах, ослабляется ее клиновое крепление.
Предупреждение неисправностей якоря тягового генератора осуществляется путем герметизации двигателя для предотвращения попадания пыли, влаги и различных мелких загрязнений, ухудшающих работу двигателя и ускоряющих процессы износа. Также к профилактическим работам относится своевременный осмотр и замена либо восстановление поврежденных или изношенных элементов. Например, исправность подшипников предотвращает скорейшее возникновение биения вала, распрессовку коллектора и железа якоря.
Технологическая схема ремонта якоря тягового генератора предоставлена на рисунке 1
Транспортировать тяговый генератор на позицию ремонта |
Очистить тяговый генератор |
Разобрать тяговый генератор |
Очистить детали тягового генератора |
Осмотреть и произвести дефектацию деталей тягового генератора |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.