определения значений средних температур проводят тепловой расчет.
Подобрать посадку для подшипника с углом охвата 180° (d= 150 мм, l = 180 мм), работающего при п= 600 мин -1 под нагрузкой R = 58,8 кН. Вкладыш выполнен из цинкового сплава ЦАМ 10-5 с шероховатостью поверхности, соответствующей Rz1= 3,2 мкм; цапфа стальная закаленная с шероховатостью поверхности трения Rz2=1,6 мкм. Для смазывания подшипника применяется индустриальное масло И-20, имеющее при tраб = 50 °С динамическую вязкость μ= 0,017 Па∙с. Прогиб цапфы незначителен, имеют место частые остановки и пуск машины.
Окружная скорость цапфы:
Угловая скорость
Расчет посадок для подшипников, работающих продолжительное время без остановок.
1. Определяем относительный зазор в подшипнике по формуле
2. Оптимальный зазор
мм.
3. Коэффициент нагруженности подшипника находим из формулы (6)
4. Относительный эксцентриситет χ при l/d = 1.2 и CR = 2,93 находим по таблице 1[1], χ = 0,75
Таблица 1
Коэффициент нагруженности CR дня подшипников с углом охвата 180°
Коэффициент нагруженности CR при χ. |
|||||||
l/d |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,65 |
0,7 |
0,75 |
0.4 |
0,0893 |
0,141 |
0,216 |
0,339 |
0,431 |
0,573 |
0,776 |
0,5 |
0,133 |
0.209 |
0,317 |
0.493 |
0,622 |
0.819 |
1,098 |
0.6 |
0,182 |
0.283 |
0.427 |
0^655 |
0.819 |
1,070 |
1,418 |
0,7 |
0,234 |
0,361 |
0,538 |
0,816 |
1,014 |
1,312 |
1.720 |
0,8 |
0,287 |
0,439 |
0,647 |
0,972 |
1,199 |
1,538 |
1,965 |
0,9 |
0,339 |
0,515 |
0,754 |
1.118 |
1371 |
1,745 |
2,248 |
1,0 |
0,391 |
0.589 |
0.853 |
1.253 |
1,528 |
1,929 |
2,469 |
1,1 |
0,440 |
0.658 |
0,947 |
1377 |
1,669 |
2,097 |
2,664 |
1,2 |
0,487 |
0.723 |
1,033 |
1,489 |
1,796 |
2,247 |
2,838 |
1,3 |
0,529 |
0,784 |
1,111 |
1,590 |
1,912 |
2,379 |
2,990 |
1,5 |
0,610 |
0,891 |
1,248 |
1,763 |
2,099 |
2,600 |
3,242 |
Коэффициент нагруженности CR при χ. |
|||||||
l/d |
0,8 |
0,85 |
0,9 |
0,925 |
0,95 |
0,975 |
0,99 |
0.4 |
1.079 |
1.775 |
3,195 |
5,055 |
8.393 |
21,00 |
65,26 |
0,5 |
1,572 |
2,428 |
4,261 |
6,615 |
10,706 |
25,62 |
75,86 |
0.6 |
2,001 |
3,036 |
5,214 |
7,956 |
12,64 |
29,17 |
83,21 |
0.1 |
2,399 |
3,580 |
6,029 |
9,072 |
14,14 |
31,88 |
88,90 |
0,8 |
2,754 |
4,053 |
6,721 |
9,992 |
15,37 |
33.99 |
92,89 |
0,9 |
3,067 |
4,459 |
7.294 |
10.753 |
16,37 |
35,66 |
96,35 |
1,0 |
3,372 |
4,808 |
7,772 |
11,38 |
17,18 |
37,00 |
98,95 |
1,1 |
3.580 |
5,106 |
8,186 |
11,91 |
17,86 |
38,12 |
101,15 |
1,2 |
3,787 |
5,364 |
8,533 |
12,35 |
18,43 |
39,04 |
102,90 |
1,3 |
3,968 |
5,586 |
8,831 |
12,73 |
18,91 |
39,81 |
104,42 |
1,5 |
4,266 |
5.947 |
9,304 |
13,34 |
19,68 |
41,07 |
106,84 |
5. Согласно формуле (1) наименьшая толщина масляного слоя при найденном диаметральном зазоре
hmin = 0,5∙0,18∙(1-0,76) = 0,0216 мм = 21,6 мкм.
6. Для обеспечения жидкостной смазки необходимо удовлетворить условие неразрывности масляного слояhmln > hж.с Согласно формуле (3) определяем критическую толщину масляного слоя при которой еще обеспечивается жидкостная смазка. Принявкоэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя, kж.с= 2 идобавку, учитывающую отклонения нагрузки, скорости, температуры от расчетных, Δд = 2 мкм, получим
hж.с = 2 (3,2 + 1,6 + 2) = 13,6мкм т. е. hmln > hж.с
7. Коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя
kж.с ==
т.е. запас достаточный.
Приведенный расчет показывает, что при мм. Подшипник работает в условиях жидкостной смазки.
Указанному зазору, который принимаем за средний , наиболее близко соотвествует посадка Ø 150Н7/d7 [2] с зазорами: Smin T=145 мкм
Sm=185 мкм
Smax T=225 мкм
Рис. 3 Схема полей допусков к расчету посадок с зазором (отклонение в микрометрах)
SИ - запас на износ
Расчет посадок для подшипников машин, работающих с частыми пусками и остановками.
Для повышения долговечности подшипников, работающих в повторно -кратковременном режиме эксплуатации, когда доля ресурса приходящегося на граничное трение составляет около 20%, необходимо создать запас на износ SИ .
Для определения наименьшего функционального зазора находим среднее давление
Па.
Коэффициент k = 0.927 и m = 0.927 выбираем из таблицы 2 для l/d = 1.2
Для наименьшего зазора принимаем t = 70° C и μ = 0,0092 Па∙с.
Подставив в формулу значения соответствующих параметров получим
= {0.972∙0.0092∙63∙0.152 - [(0.972∙0.0092∙63∙0.152 )2 –
-16∙2.18∙106 ∙13,62∙10-12 ∙0.972∙0.0092∙63∙0.152 ]0.5 }/(4∙2.18∙106 ∙13,6∙10-6 ) = 318∙10-7≈
≈ 32 мкм.
Ближайшей посадкой является посадка Н7/f7 с наименьшим зазором S min T =43 мкм. Тогда расчетное значение относительного эксцентриситета χ = 0,2. При данном значении относительного эксцентриситета возможна неустойчивая работа подшипника скольжения и вибрация вала рис 5. [1]. Чтобы устранить это явление, необходимо выбрать другую ближайшую посадку по ГОСТ 25347-82 Ø 150Н7/e7 с зазорами:
Smin T= 85 мкм
Sm= 125 мкм
Smax T= 165 мкм
Рис. 4 Схема полей допусков к расчету
посадок с зазором (отклонение в микрометрах)
Рис 5. Зоны устойчивой I и неустойчивой II работы
подшипника скольжения в зависимости от χ при заданном l/d.
3. Проверяем, обеспечивается ли при наименьшем зазоре этой посадки Smin T= 85 мкм жидкостная смазка. Для этого по формуле (6) коэффициент нагруженности подшипника при ψ=S/d = 0,085/150:
по таблице 1 при l/d =1.2 и =1,21 находим относительный эксцентриситет χ = 0,55
Наименьшая толщина масляного слоя по формуле (1)
hmin = 0,5∙0,085∙(1-0,55) = 0,0191 мм = 19,1 мкм.
Коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя
kж.с ==
т.е. запас обеспечивается.
Расчет показал, что посадка по наименьшему зазору выбрана правильно , так как при Smin T = 0,085 обеспечивается жидкостная смазка. Следовательно указанный зазор Smin можно принять за .
4. Определяем наибольший функциональный зазор . Для наибольшего зазора принимаем t = 50° C и μ = 0,017 Па∙с.
Подставив в формулу
Соответствующие данные получим =364 мкм.
5. Проверяем, обеспечивается ли при таком зазоре жидкостная смазка
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.