Изучение средств, методов, инструментов повышения конкурентоспособности предприятий и организации контроля качества продукции, страница 2

6. Как на предприятии совершенствуется структура органов контроля?

7. Какие задачи стоят перед предприятием в настоящее время? Дайте свои рекомендации для решения поставленных задач.

Ситуационная задача №2

ИНСТРУМЕНТЫ КАЧЕСТВА

Итоги работы ОАО «Красноярского завода цветных металлов» (Красцветмет) за прошедшее пятилетие подтверждают что стратегия, ориентированная на удовлет­ворение потребителя, декларируемая МС ИСО 9001, была выбрана верно. Предприя­тие не только выжило в условиях рыночной экономики но и успешно развивалось. ОАО «Красцветмет» сумело не только сохранить прежних но и привлечь новых потребителей  услуг по аффинажу сырья — постав­щиков отработанных катализаторов, серебросодержащего сырья (цинковые цементаты, сплавы Доре).  Число поставщиков мине­рального сырья достигло 310.  В 2007 г. предприятие выпустили 80 т аффинированного золота.  Номенклатура производимых в настоящее время серийных ювелирных изделий со­ставляет тысячи видов, каждый год в ней обновляется до 300 новых изделий.

Красцветмет освоил новые высокотехно­логические виды продукции: 26 видов со­единений драгоценных металлов для раз­личных отраслей промышленности (в пер­вую очередь для производства различных катализаторов) каталитические системы (диаметром от 1640 до 1870 мм) для произ­водства азотной кислоты.

В 2006 г.  в связи с изменением положения предприятия в бизнесе была приня­та новая  Политика в области качества, ори­ентированная на потребителей продукции и услуг акционеров, работников завода, соци­альное окружение.

В течение года отдел качества ведет мо­ниторинг выполнения целей, результативно­сти системы менеджмента.  Руководители подразделений на регулярно проводимом Совете по качеству отчитываются о состоя­нии сбалансированных показателей и степе­ни достижения целей.   В конце года отдел качества готовит для высшего руководства информацию о результативности СМК, сте­пени выполнения целей предприятия и ра­ботоспособности действующей Политики.

За прошедшие пять лет много сде­лано в части поддержания и совершенство­вания качества процессов.  В конце 2003 г.  были выделены производственные процес­сы, каждый из которых разделили на основ­ные, поддерживающие и управленческие.  Были установлены показатели для оценки со­стояния этих процессов и степени результа­тивности управления со стороны руководи­телей этих процессов.  Отдел качества ведет мониторинг этих показателей, регулярно анализирует показатели процессов. Резуль­таты анализа высшее руководство также рас­сматривает на Совете по качеству.

В 2005 г. предприятие начало созда­ние интегрированной системы менеджмен­та: качество, экология, охрана здоровья ра­ботников. В этом большую роль играет отдел качества, который с 2000 г. за­нимается внедрением СМК.

Значительную роль в поддержании всех систем менеджмента имеет процедура вну­треннего аудита.  С целью совершенствова­ния управления этой процедурой была раз­работана и в течение 2007 г. внедрена на базе Lotus автоматизированная система «Внутренний аудит», которая содержит план-график внутренних аудитов, требования стандартов ИСО 9001, ИСО 14001 процеду­ры OHSAS 18001, связана с системами «Структура организации» и «Корректирую­щие и предупреждающие действия».

Эта система позволяет информировать всех заинтересованных о датах проведения аудитов, пунктах и требованиях стандартов, которые будут рас­смотрены в ходе аудитов.  Для аудитора есть возможность вносить в план аудитов допол­нительные вопросы, оформлять результаты аудитов, согласовывать их с руководителя­ми подразделений и вносить в систему ре­шения по проведению корректирующих дей­ствий.  В автоматизированной системе «Коррек­тирующие и предупреждающие действия» информация о несоответствиях распреде­лена по подразделениям и расположена в хронологическом порядке. 

Доступ к системе в режиме чте­ния возможен со всех компьютеризирован­ных рабочих мест.  Занесение информа­ции в систему осуществляют лица, непо­средственно задействованные в решении той или иной проблемы.

В области определения требований к качеству продукции также произошли значительные изменения. Действовавшие пять лет назад государственные стандарты на технические условия по платине и пал­ладию отставали от требований мирового рынка. Федеральным законом «О техниче­ском регулировании» государство передало полномочия по формированию требований к качеству продукции предприятиям произ­водящим эту продукцию. Чтобы за­воду и всей аффинажной отрасли не остать­ся за бортом мировой экономики, ОАО «Красцветмет» возглавило технический ко­митет по стандартизации «Платиновые ме­таллы» (ТК 102) В него вошли 20 предприя­тий и организаций России все аффинажные заводы ОАО ГМК «Норильский никель» Гохран, Минфин, ОАО «ЕЗОЦМ», Кольская ГМК, Кыштымский МЭЗ.

В рамках ТК были утверждены ГОСТ Р 52245—2004 «Платина аффинированная. Технические условия» ГОСТ Р 52244—2004 «Палладий аффинированный. Технические условия» ГОСТ Р 52518—2006 «Платина. Ме­тод определения потери массы при прокали­вании», ГОСТ Р 52519—2006 «Платина. Метод атомно-эмиссионного анализа с индуктивно связанной плазмой», ГОСТ Р 52520—2006 «Платина. Методы атомно-эмиссионного анализа с дуговым возбуждением спектра», ГОСТ Р 52521—2006 «Платина. Метод атом­но-эмиссионного анализа с искровым воз­буждением спектра»; проведена ревизия фонда нормативных документов, закреплен­ных за ТК 102 на соответствие ГОСТ Р ИСО 5725—2002, организована метрологи­ческая экспертиза 11 межгосударственных стандартов на соответствие ГОСТ Р ИСО 5725—2002 представлены на утверждение национальные стандарты «Палладий.  Мето­ды атомно-эмиссионного анализа с дуговым возбуждением спектра», «Палладий. Метод определения потери массы при прокалива­нии»